Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета
A Вступление
B Глава 1 Сущность и организация управленческого учета
C Глава 2 Классификация и поведение затрат
D Глава 3 Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
E Глава 4 Планирование
F Глава 5 Нормативный учет и анализ отклонений
G Глава 6 Управленческие решения
H Глава 7 Анализ эффективности и деятельности организации
I Глава 8 Хозяйственный механизм коммерческой организации
J Глава 9 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
K Глава 10 Система комплексного анализа деятельности предприятия
L Глава 11 Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
M Глава 12 Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
N Глава 13 Принятие ценовых решений
O Глава 14 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
P Глава 15 Принятие управленческих решений в оперативном управлении
Q Глава 16 Модели линейного программирования в управленческом учете
R Глава 17 Стратегическое планирование и управленческий контроль
S Глава 18 Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
T Глава 19 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
U Глава 20 Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике



Часть I. Базовый курс
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
До настоящего времени в отечественных организациях приме­нялся только учет полной себестоимости с распределением накладных расходов между изделиями, который был оправдан в условиях центра­лизованного государственного ценообразования. По мере обособле­ния организаций с различной формой собственности, развития процес­сов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыноч­ной экономики постепенно будет возрастать потребность в управлен­ческом учете.
Мы изучим сущность и назначение управленческого учета, его место в системе учета организации, информационное обеспечение и ме­тоды ведения.
1.1. Сущность и назначение управленческого учета
Управленческий учет - подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат ин­формацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявле­ние, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и при­ем информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Информация - это факты, данные, результаты наблюдений и т.д., т.е. все, что каким-то образом расширяет наши знания. Число 1000, взятое само по себе, не является информацией, а вот заявление, что в организации работает 1000 человек, уже можно считать таковой.
В процессе повседневной деятельности в организации возникает значительное количество оперативной информации. Это исходный материал для итоговой информации, отражаемой в финансовом и управлен­ческом учете. Для менеджера важна любая информация независимо от того, является она объектом учета или нет, поддается количественной оценке или не поддается. Слух о том, что крупный заказчик не удовлет­ворен качеством продукции организации и готов искать другого постав­щика, - информация, которая не представляет собой объект учета и контроля, не поддается количественной оценке, но это определенно важ­ная информация. Нужно выявить основные отличия информации, необ­ходимой для управленческого учета, от других типов информации, в частности от информации, используемой в финансовом учете.
В западной практике внешние потребители информации об орга­низации пользуются для принятия решений тремя основными финансо­выми документами: балансом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении активов. Эти документы, предназначенные для держате­лей акций, кредиторов и других заинтересованных лиц вне организа­ции, полезны и для менеджеров организации. Использование этой ин­формации в целях управления абсолютно необходимо. Однако для управленческого аппарата нужна и гораздо более детализированная информация, чем та, которая содержится в перечисленных финансо­вых документах.
Речь идет об оперативной информации, которая обеспечивает исходные данные для формирования информации управленческого уче­та. Большая часть оперативной информации при нормальном ходе дел не представляет непосредственного интереса для руководителей орга­низации. Их не занимает, сколько деталей произвел за один рабочий день токарь и какая конкретно сумма денег поступила вчера на счет организации. Данные факты должны быть задокументированы, но этими документами будут оперировать скорее в первичных звеньях управле­ния, чем на уровне управляющих организации. Руководители заинтере­сованы не в «выхваченных» деталях, а в обобщенной информации, полу­ченной из первичных учетных документов.
В зарубежных странах обычно различают финансовый и управлен­ческий учет.
Финансовый учет охватывает информацию, которая не только ис­пользуется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).
Управленческий учет охватывает все виды учетной информа­ции, необходимой для управления в пределах самой организации. Ча­стью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами. Основная цель управленческого учета - обеспечение информацией менеджеров, от­ветственных за достижение конкретных производственных показате­лей. Процесс подготовки такой информации может существенно отли­чаться от того, что используется в финансовом учете. Сказанное поясним на схеме, где показана взаимосвязь между названными ви­дами учета.
Управленческий учет в сравнении с финансовым учетом
А - производственный учет.
Б - финансовый учет (для внутреннего управления).
В - финансовый учет в узком смысле (для внешних пользователей).
Г - налоговые расчеты на базе финансового учета (для налоговых орга­нов).

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:
• предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;
• исчисления фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет;
• определения финансовых результатов по реализованным изде­лиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответ­ственности и другим позициям.
В отечественной практике пока не используется понятие управлен­ческого учета. Многие его элементы входят в наш бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продук­ции); оперативный учет (оперативную отчетность); экономический ана­лиз (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых ре­шений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем отечественная учетная практика еще не увязана с маркетингом, не опре­деляются отклонения фактических затрат от прогнозных, не использует­ся такая категория, как будущий рубль, и т.п.

1.2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

Чтобы лучше и нагляднее представить сущность управленческого учета, полезно показать различие и сходство между финансовым и уп­равленческим учетом. Для этого охарактеризуем 12 основных различий между этими подсистемами учета и общие их черты.

Обязательность ведения учета

Ведение финансового учета обязательно. Должны быть прило­жены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой степенью точности, как это необходимо согласно законода­тельству и стандартам, независимо оттого, считает руководство органи­зации эти данные полезными или нет.
Ведение управленческого учета всецело зависит от воли руковод­ства. никакие посторонние органы или организации не имеют права ука­зывать, что надо или чего не надо делать. Поэтому нет смысла в сборе и обработке информации, ценность которой для управления ниже затрат на ее получение.

Цель ведения учета

Цель финансового учета - составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены, цель считается достигнутой.
Управленческий учет является только средством обеспечения пла­нирования, собственно управления и контроля в данной организации.

Пользователи информации

Пользователи информации, получаемой в результате ведения фи­нансового учета, в своей основной массе - безликая группа (за исклю­чением самой администрации организации). Управляющий аппарат большей части организаций за редким исключением не знает лично ак­ционеров, кредиторов и других лиц, пользующихся информацией, содер­жащейся в финансовых отчетах организации. Мало того, запросы боль­шинства внешних пользователей подразумеваются одинаковыми.
Лица, пользующиеся данными управленческого учета (менеджеры организации и сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информа­ции), как правило, известны поименно. Соответственно известны их специфические запросы, на которые и должна ориентироваться система уп­равленческого учета.

Базисная структура

Финансовый учет строится на основополагающем балансовом уравнении:
активы = капитал владельцев организации + обязательства.

Основные правила

Финансовый учет должен вестись в соответствии с нормами и пра­вилами бухгалтерского учета. Внешние пользователи должны быть уве­рены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми принципами (правилами), а публичная отчетность под­тверждается аудиторами. В ином случае нет уверенности в правильном понимании данных бухгалтерского учета.
Управленческий аппарат организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил. Основной аргумент в обосновании правил управленческого учета- есть ли от этого польза.

Привязки ко времени

Финансовый учет отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответ­ствующих операций. Хотя данные финансового учета и берутся за осно­ву при планировании, они по своей природе носят «исторический» ха­рактер.
В структуру управленческого учета наравне с информацией «исто­рического» характера включаются оценки и планы на будущее.
Финансовый учет показывает, «как это было», а управленчес­кий - «как это должно быть».

Тип информации

Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финан­сового учета, содержат в основном информацию в стоимостном (денеж­ном) выражении.
В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении: количество материала и его стоимость, количество проданных изделий и сумма выручки от их продажи и т.д.

Степень точности информации

Администрации организации нужна своевременная информация, и здесь часто можно пойти на определенное ослабление требований к точности в пользу быстроты получения информации. Таким образом, в управленческом учете часто используются приблизительные оценки, по­жалуй, даже чаще, чем точные данные.
Конечно, данные финансового учета также не могут быть абсолют­но точными, но приближения и примерные оценки в управленческом уче­те применяются гораздо чаще, чем в финансовом.

Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные - поквартально.
Детализированные отчеты в управленческом учете большие орга­низации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам дея­тельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях - немедленно.

Сроки представления отчетов

Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудитора­ми требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печа­тание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетно­го периода.
Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются и представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного ме­сяца (или на следующее утро - оперативные отчеты).

Объект отчетности

В финансовых отчетах организация обычно описывается как еди­ное целое. Большим организациям с многоотраслевым производством необходимо отражать выручку и доход по каждой отрасли, т.е. по боль­шим сегментам организации.
В управленческом учете основное внимание обращают на сравни­тельно небольшие подразделения, обособленные по отдельным произ­водствам, видам деятельности, центрам ответственности и т.п.

Ответственность за правильность ведения учета

Налоговая инспекция, налоговая полиция могут наложить штраф­ные санкции за неправильное отражение информации в отчетности о финансовых результатах. Хотя это случается нечасто, кредиторы или ак­ционеры организации могут обратиться в суд, обвинив ее в безоснова­тельном искажении информации в годовом балансе или отчете о прибы­лях и убытках.
Отчеты в управленческом учете, как было отмечено ранее, не обяза­тельно должны составляться в соответствии с установленными нормами и правилами и не предназначены для широкой общественности.
Руководителя можно привлечь к ответственности за его решения. если они признаны неправильными. Основой для этого и последующих действий могут быть данные управленческого учета. Но причиной при­влечения к ответственности могут стать только сами решения или дейст­вия, а не какие-либо данные управленческого учета.

Сходные характеристики управленческого и финансового учета

Хотя существуют различия, большую часть элементов финансо­вого учета можно найти и в управленческом. Этому есть две причины.
1. Факторы, определяющие значение общепринятых для финансо­вого учета принципов, действуют и в отношении управленческого учета. Например, руководство организации, управленческий аппарат не могут в своей деятельности основываться на исключительно непроверяемых, субъективных мнениях и оценках.
2. Оперативная информация используется и для составления фи­нансовых документов, и в управленческом учете. Следовательно, сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с едины­ми правилами. Иной порядок привел бы к необходимости дублирования сбора первичной информации.
Наиболее важный фактор, определяющий сходство, пожалуй, тот, что данные и финансового, и управленческого учета используются для принятия решений. Так, данные финансового учета помогают инвесто­рам в оценке перспектив организации, т.е. в принятии решений об осу­ществлении инвестиций в данную организацию. Данные управленчес­кого учета используют менеджеры для решения широкого круга задач управления, например при определении цен, необходимости покупки ка­ких-либо комплектующих на стороне или производства их внутри орга­низации.

1.3. Виды информации для управленческого учета

Управленческий учет имеет целью обеспечить администрацию ор­ганизации, куда входит довольно узкий круг внутренних пользователей, информацией, необходимой для контроля за производственной деятель­ностью организации и принятия решений по результатам этой деятель­ности. К такой информации в первую очередь относятся данные о затра­тах на производство, себестоимости продукции и отдельных ее видов, рентабельности, выпуске и результатах реализации продукции, работ и услуг.
Все источники информации можно подразделить на учетные и внеучетные.
К учетным источникам относятся:
• бухгалтерский учет и отчетность;
• статистический учет и отчетность;
• оперативный учет и отчетность;
• выборочные учетные данные.
В бухгалтерском учете и отчетности наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции с целью контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе и других отчетных таблицах достигается объективная количественная характеристика мно­гообразных хозяйственных операций, обобщенная характеристика всей совокупности средств хозяйства по составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.
Статистический учет и отчетность отражают совокупность мас­совых явлений и процессов, характеризуют их с количественной сторо­ны (в увязке с качественной стороной), позволяют выявить определен­ные экономические закономерности, служат важным источником информации. Это особенно относится к отраслевым, межотраслевым и территориальным объединениям (концернам, акционерным обществам, товариществам с ограниченной ответственностью и др.). При специфи­ческих методах наблюдения статистика во многом опирается на данные бухгалтерского учета.
Оперативный учет и отчетность, применяемые на отдельных участках хозяйственной деятельности организаций, обеспечивают бо­лее быстрое по сравнению со статистикой и бухгалтерией получение соответствующей информации. Для текущего управления подобная информация неоценима. При управлении сбытом, например, невоз­можно обойтись без оперативных данных о ежедневной (а в некоторых случаях и ежесменной) выручке за проданные товары. Директора орга­низаций, руководители внутренних подразделений довольно часто ве­дут оперативную регистрацию важнейших хозяйственных процессов и операций, делают примерные расчеты и прикидки, намечают неотлож­ные мероприятия. Такую «карманную бухгалтерию» используют руко­водящие работники, которые сами осуществляют оперативный анализ.
Выборочные учетные данные помогают углубить и детализи­ровать показатели отчетности. За последние годы отчетность значи­тельно сокращена. В этих условиях получили распространение эпизо­дические выборки, наблюдения, углубленные проверки. Выборочные данные следует рассматривать как источник учетного характера, по­скольку их черпают из текущего бухгалтерского учета и первичной до­кументации.
К внеучетным источникам относятся:
• материалы внутриведомственной и вневедомственной реви­зии, внешнего и внутреннего аудита;
• материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;
• материалы проверок налоговой службой;
• материалы постоянно действующих производственных сове­щаний;
• материалы собраний трудовых коллективов;
• материалы печати;
• объяснительные и докладные записки, переписка с вышестоя­щей организацией, финансовыми и кредитными организациями;
• материалы, получаемые в результате личных контактов с ис­полнителями.
Управление выполнением бизнес-плана и бюджетов (смет) не­возможно без привлечения соответствующих планово-нормативных данных. Такие данные содержатся прежде всего в производственно-финансовом плане промышленного предприятия и торгово-финансовом плане торговой организации. Помимо данных утвержденного плана, привлекается довольно обширный нормативный материал, со­держащийся в производственных паспортах, ценниках, прейскурантах, справочниках и др.
Техническая информация также используется как элемент ин­формационной системы. К ней относится в основном техническая и технологическая документация (паспорта машин и оборудования, чер­тежи, спецификация и т.п.), характеризующая уровень техники и техно­логии, технический уровень и качество продукции. Техническую ин­формацию получают из перспективных разработок технологов и проектировщиков, используют результаты организационно-техничес­ких мероприятий, патентную информацию, сведения об отечественных и зарубежных аналогах.

1.4. Организационные аспекты управленческого учета

Организация управленческого (в том числе производственного) учета - внутреннее дело. Администрация организации сама решает, как классифицировать затраты, насколько детализировать места воз­никновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
Многообразие организаций, определяемое формами собственно­сти, экономическими, юридическими, технико-технологическими и дру­гими факторами, а также компетентность руководителей и их потреб­ность в той или иной управленческой информации обусловливают раз­нообразие конкретных форм организации управленческого учета.
Представим основные факторы, влияющие на выбор подсистемы управленческого учета, и основные, с нашей точки зрения, признаки клас­сификации этих подсистем, а также их структуры на схеме (см. с. 27).
В практике западного учета применяются два варианта связи меж­ду управленческой (иногда ее называют производственной, или анали­тической) и финансовой бухгалтерией.
Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, каки­ми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При на­личии прямой корреспонденции счетов управленческой (производствен­ной) бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной (монистической, однокруговой) подсистеме учета, т.е. речь идет о первом варианте связи.
Если подсистема управленческого учета автономная (замкнутая), то используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны. Это второй вариант.

Основные факторы выбора подсистемы управленческого учета и признаки классификации этих подсистем
Важнейшей характеристикой западных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет за­трат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет за­трат по системе «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» включает в себя разработку норм стандартов на затраты труда, материалов, на­кладных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуля­ции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов (норм).
Подсистемы управленческого учета, применяемые на западных промышленных предприятиях, характеризуются многими признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из призна­ков - полнота включения затрат в себестоимость производства. Тут можно говорить о двух подсистемах (методах) управленческого учета: подсистеме полного включения затрат в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), т.е. о традиционном учете полной себестоимости, и подсис­теме неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, т.е. «директ-костинг».
Поскольку такой признак организации управленческой бухгалте­рии, как учет полных затрат, или «директ-костинг», существен и влияет на организацию практически всех элементов подсистемы управленче­ского учета, они многообразны и определяются многими факторами.
Западные системы управленческого учета в силу их многообразия трудно сравнивать с отечественным учетом. Сделаем это в разрезе наи­более существенных признаков.
Западная система учета в организации, как уже было сказано, раз­делена обычно на тесно взаимосвязанные финансовую (внешнюю) и уп­равленческую (внутреннюю) подсистемы. До сих пор в отечественном бухгалтерском учете не было такого разделения бухгалтерии, но это ста­нет необходимым в дальнейшем. Отечественный учет - это интегриро­ванная система, организованная в единой системе счетов, В определен­ном смысле можно говорить об аналогии между отечественной системой учета и вариантом интеграции финансовой и производственной бухгал­терии на Западе.
Основным организационным вопросом в управленческом учете является необходимость детализации Плана счетов. Для решения задач финансового учета большей детализации не требуется. К примеру, только для целей финансового учета все продажи могут заноситься в кредит единственного счета «Выручка от продаж» и в дебет счетов «Касса», «Банк» или «Дебиторская задолженность». Однако это сделает трудно­выполнимой задачу анализа продаж по видам товаров, центрам прибы­ли, пунктам отгрузки или индивидуальным заказчикам.
Виды анализа, которые руководство стремится осуществлять бо­лее или менее регулярно, определяют детализацию плана счетов. По сути дела, она зависит от «детальных расширений», которые необходи­мы для каждой статьи затрат, доходов или активов.
Пример. 30 декабря 199Х г. одно из подразделений АО «Сизый дым» из­расходовало сырья и материалов на сумму 100 000 ДЕ* на изготовление оп­ределенного товара. По поводу произошедшего события может быть задан один из следующих вопросов:
• Какие конкретно использовались материалы?
• К какому виду продукции принадлежал товар?
• В каком подразделении использовались материалы?
* ДЕ - здесь и далее - условная денежная единица.

Первый вопрос относится к более детальному описанию элементов се­бестоимости, второй - к распределению затрат по видам продукции, тре­тий - к определению центров ответственности. Ответ на каждый из вопро­сов требует детализации данных о затратах на сырье и материалы.
Формальный ответ на все три вопроса предполагает, что план счетов до­лжен содержать в качестве детализированного счет «Материалы X, исполь­зованные в товаре У, произведенном в подразделении Z». Если в АО «Сизый дым» используется 1000 видов сырья и материалов для 100 товаров, произ­водящихся в 30 центрах ответственности, то это может потребовать 3 млн. (1000•100•30) детализированных счетов, относящихся к одной общей ка­тегории - материальные, а также к категории «незавершенное производ­ство».
Если АО хочет иметь данные по видам продукции и центрам ответствен­ности на любую дату, то структура счетов должна детализироваться по всем вышеназванным позициям.

Многим организациям действительно необходима детальная ин­формация по всем трем измерениям, поэтому данный пример не преуве­личивает масштабы действительного использования в крупных органи­зациях детализированных счетов - «кирпичиков».
Бухгалтерская база данных должна быть расширена, если органи­зации нужно разделить элементы постоянных и переменных затрат. (Следует отметить, что полупеременные затраты также могут быть разделены на постоянные и переменные.) Такое расширение может стать необходимым, если организации постоянно требуются краткосрочный анализ альтернативных затрат или внутрипроизводственная отчет­ность о доходах с разделением в ней постоянных и переменных затрат. В дальнейшем план счетов можно расширять, если организация захо­чет идентифицировать в своей структуре счетов затраты по их подконтрольности в том центре ответственности, где они возникли (или к ко­торому отнесены).
Не существует «правильного» уровня детализации структуры сче­тов. Руководство должно само провести анализ показателей выгоды и затрат. Организации страдают скорее от недостаточной, чем от чрез­мерной детализации бухгалтерской базы данных. Во многих случаях после компьютеризации базы данных организации не пересматривали свои планы счетов. Несмотря на общепризнанную сегодня потребность в большей детализации, совокупные затраты на переделку компьютерных программ для более детального учета могут оказаться нецелесообраз­ными. Существуют примеры и необоснованно дорогостоящих компь­ютерных систем, чьи создатели ориентировались на максимально де­тальное предоставление информации для всевозможных видов анализа вместо простого выбора такой структуры данных, которая используется более или менее регулярно.
Детальная бухгалтерская информация может играть решающую роль при анализе полных затрат или альтернативном анализе затрат. В процессе управленческого контроля не менее важно знать поведение затрат. Каждая существующая или предлагаемая система управленче­ского контроля должна пройти испытание на соответствие целям. Для этого необходимо ответить на вопросы:
• Как будут стимулироваться действия менеджеров для достиже­ния интересов организации?
• Соответствуют ли эти действия главным интересам организа­ции?
Иногда организации не могут ответить на эти вопросы, в част­ности при выработке политики установления трансферных цен или из­мерения нормы прибыли на инвестиции (НПИ) для различных центров инвестиций. Эта недооценка часто приводит к нежелательным послед­ствиям.

Пример. При измерении НПИ центра инвестиций ббльшая часть органи­заций включает основные средства в суммарные инвестиции по чистой балансовой стоимости, т.е. по первоначальной стоимости за вычетом накоп­ленной амортизации. Эта практика может привести к «автоматическому» повышению НПИ каждый год, потому что инвестиционная база (знамена­тель в дроби НПИ) становится все меньше из-за ежегодного увеличения на­копленной амортизации.
Некоторые критики не одобряют эту схему измерения НПИ, поскольку у менеджеров центров инвестиций не создается высокого уровня мотивации к разработке проектов модернизации производства в связи с тем, что такая схема обычно вызывает снижение НПИ в случае принятия важного нового проекта. Менеджеры центров инвестиций не могут быть уверены в том, что их руководители впоследствии осознают суть главных причин видимого ухудшения показателей НПИ их центров инвестиций.
В действительности повышение НПИ может означать и физическое со­кращение основных средств, установленных в подразделении, что в конеч­ном счете ведет к сокращению общих производственных возможностей под­разделения.
В любом случае высшее руководство ответственно за принятие решения о том, как нужно измерять НПИ. Если возникают нежелательные последст­вия по конкретному методу, то вина должна возлагаться не на менеджера по инвестициям, а на высшее руководство организации, которое ответственно за выбор метода оценки НПИ.

Другой обычной ошибкой в управленческом контроле является мнение руководителей, что неблагоприятные отклонения означают нека­чественную управленческую деятельность. Управленческие амбиции менеджеров могут сильно пострадать, если менеджеры получат сверху категоричный приказ исправить неблагоприятные отклонения, не имея возможности обсудить со своими начальниками причины этих отклоне­ний. Менеджеры многих организаций страдают и от того, что их руково­дители уделяют слишком много внимания неблагоприятным отклонени­ям и оставляют практически без внимания отклонения благоприятные.
Эти проблемы не являются недостатками построения системы кон­троля как таковой, а скорее относятся к стилю управления. Еще раз на­помним, что в процессе управленческого контроля поведенческие рас­суждения столь же важны, как и рассуждения бухгалтерские. Таким об­разом, солидное с концептуальной точки зрения построение системы управленческого контроля не будет эффективным, если менеджеры по­чувствуют, что их руководители оценивают их деятельность произвольно и несправедливо, основываясь только на информации учета по центрам ответственности.


© 2006 "Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета". Все права защищены, по всем вопросам
обращаться к