Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета
A Вступление
B Глава 1 Сущность и организация управленческого учета
C Глава 2 Классификация и поведение затрат
D Глава 3 Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
E Глава 4 Планирование
F Глава 5 Нормативный учет и анализ отклонений
G Глава 6 Управленческие решения
H Глава 7 Анализ эффективности и деятельности организации
I Глава 8 Хозяйственный механизм коммерческой организации
J Глава 9 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
K Глава 10 Система комплексного анализа деятельности предприятия
L Глава 11 Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
M Глава 12 Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
N Глава 13 Принятие ценовых решений
O Глава 14 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
P Глава 15 Принятие управленческих решений в оперативном управлении
Q Глава 16 Модели линейного программирования в управленческом учете
R Глава 17 Стратегическое планирование и управленческий контроль
S Глава 18 Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
T Глава 19 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
U Глава 20 Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике



5. НОРМАТИВНЫЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ

5.1. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-пост»

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планиро­вания затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не факти­ческие. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты - объем - прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной сис­теме основу для контроля бюджетов.
Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки де­ятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюд­жетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реаль­ных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представ­лены в таблице.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчи­танные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в рас­чете на единицу готовой продукции.
Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:
• прямые материальные затраты;
• прямые затраты труда;
• общепроизводственные расходы.
Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет норма­тивных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зави­сят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах.
Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затра­ты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются оди­наково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» от­носится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затра­ты» - к общему их количеству.
Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших за­трат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фикси­ровать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные пря­мые трудозатраты определены заранее.
При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные за­траты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применя­ются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и дру­гих факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуще­ствляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.
Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все дан­ные о фактических производственных затратах замещаются норматив­ными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материа­лов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгал­тер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаружива­ется отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхожде­ния. Этот процесс, известный как анализ отклонений, - эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.
Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:
1. Нормативная цена основных материалов.
2. Нормативное количество основных материалов.
3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).
4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.
5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводствен­ных расходов.
6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов.
Для организаций, оказывающих услуги, применяются только по­следние четыре, так как эти организации не используют сырье и матери­алы в своих операциях.

Нормативные затраты основных материалов

Нормативные затраты основных материалов определяются умно­жением нормативной цены этих материалов на нормативное их количест­во. Нормативная цена основных материалов представляет собой тща­тельную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление норма­тивных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Опре­деляя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.
Нормативное количество основных материалов - оценка ожи­даемого количества, которое будет использовано. Такая оценка являет­ся одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, ква­лификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества мате­риалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных опе­раторов.

Нормативные прямые затраты труда

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Норма­тивное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, не­обходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы про­извести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несут менеджер соответствующего подразделения и куратор.
Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты тру­да достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Хотя диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, для каждой операции принима­ют средние нормативные ставки. И даже если рабочий, изготовивший продукт, в действительности получает меньше, при исчислении норма­тивных прямых затрат труда используют нормативную ставку оплаты.

Общепроизводственные нормативные расходы

Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нор­мативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы, рассмотренные раньше. Однако существует одно главное разли­чие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов со­стоит из двух частей - для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используют разные базы.
Нормативный коэффициент переменных общепроизвод­ственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выра­жение определенной базы, например ожидаемое количество норматив­ных машино-часов или нормо-часов трудозатрат. (Может быть использо­вана другая база, если машино-часы или нормо-часы не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов.) Формула на базе нормо-часов выглядит следующим образом:
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов находят делением общих планируемых постоянных об­щепроизводственных расходов на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат:
Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.
Если фактический выпуск превышает запланированный и норма­тивные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактически постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактичес­кий выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма по­стоянных ОПР будет приходиться на меньший объем продукции.

5.2. Использование нормативов затрат в калькулировании себестоимости продукции

Использование нормативов затрат при калькулировании позво­ляет избежать вычисления каждую неделю или месяц стоимости еди­ницы (или партии) продукции по данным о фактических затратах. Еди­ножды определив нормативные затраты основных материалов, трудозатраты и общепроизводственные расходы, можно в любое время исчислять общие нормативные затраты на единицу продукции. Проил­люстрируем применение системы учета нормативных затрат на примере.

Пример. Компания разработала нормативы для линии, производящей ав­томатические карандаши. Нормативные затраты основных материалов со­ставляют 0,025 футов2 специальной пластмассы на один карандаш и один подвижной механизм на карандаш. Нормативные цены на основные материа­лы равны 9,20 ДЕ за 1 фут2 пластмассы и 2,25 ДЕ за каждый подвижной меха­низм. Нормативные трудозатраты составляют 0,01 ч на один карандаш в штамповочном цехе и 0,05 ч на один карандаш в сборочном цехе. Норматив­ные ставки оплаты трудозатрат равны 8,00 ДЕ за 1 ч в штамповочном цехе и 10,20 ДЕ за 1 ч в сборочном цехе. Нормативные коэффициенты общепроиз­водственных расходов -12,00 ДЕ на 1 ч общих трудозатрат для переменной их части и 9,00 ДЕ на 1 ч общих трудозатрат для постоянной части.
Подсчитаем нормативные производственные затраты на один автомати­ческий карандаш:
На этом же примере проиллюстрируем, как делают бухгалтерские проводки в системе учета нормативных затрат. Отметим, что сами бух­галтерские записи аналогичны записям данных о фактических затратах. Главное различие заключается в том, что все суммы затрат (основных материалов, труда, общепроизводственных расходов) на счете «Неза­вершенное производство» фиксируются по нормативным значениям. Это означает, что произведенная продукция будет списана на счета «За­пасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» автоматически по нормативным затратам. Когда фактические затраты отличаются от нормативных, возникающие разницы отражают на специ­альных счетах отклонений (они рассмотрены далее). При анализе бух­галтерских проводок предположим, что таких отклонений нет.

Пример. Совершены следующие хозяйственные операции.
1. Закуплено 500 футов2 специальной пластмассы (счета не оплачены) по цене 9,20 ДЕ за фут2:
«Запасы материалов»       4600
«Счета к оплате»                   4600
Здесь не имеет значения, отличалась ли фактическая цена закупки от нормативной записи на счете «Запасы материалов» ведутся только по нор­мативным значениям.
2. Отпущено в производство 60 футов2 пластмассы (по 9,20 за 1 фут2) и 240 подвижных механизмов (2,25 ДЕ за каждый):
«Незавершенное производство»      1092
«Запасы материалов»                     1092
3. В течение определенного периода 600 карандашей были закончены производством и отправлены на склад (600 • 4,33 ДЕ):
«Запасы готовой продукции»         2598
«Незавершенное производство»            2598
Все представленные проводки демонстрируют, что при использовании системы «стандарт-кост» по всем счетам запасов и производства проходят записи нормативных, а не фактических затрат.

5.3. Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет

Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений, управляющих и организации в це­пом. Менеджеры производственных участков так же, как и руководите­ли, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают, что произошло (фактические затраты), с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Как уже от­мечалось, разница между фактическими и нормативными или бюджет­ными (плановыми) затратами называется отклонением.
В предыдущем разделе мы рассматривали составление бюджета как процесс планирования. Сами бюджеты были статичными, поскольку они рассчитаны на один определенный уровень ожидаемых продаж или производства. Общий бюджет, включающий все периодические бюдже­ты, обычно разрабатывают для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска.
Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать от­клонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скор­ректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям слу­жит гибкий бюджет, часто называемый переменным, который обеспе­чивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне ре­левантности (пределах уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими резуль­татами.
Рассмотрим использование гибкого бюджета для целей анализа и контроля на примере.
Пример. В таблице представлены фактические и бюджетные данные для компании ABC за 19Х3 г.
Анализ выполнения плана
Компания ABC Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19Х3 г.
Как видно из таблицы, фактические затраты превысили плановые на 14 300 ДЕ, или 7,2%. Многие могут посчитать, что это превышение очень значительно и неблагоприятно. Однако нужно помнить, что фактический вы­пуск (19 100 ед.) был больше, чем запланированный (17 500 ед), и, таким об­разом, сопоставление результатов деятельности с данными статичного бюд­жета не является показательным для оценки выполнения бюджета затрат. Для чистоты и правомерности анализа мы должны скорректировать бюджет­ные данные на фактический выпуск 19 100 ед. В отличие от статичного бюд­жета, гибкий бюджет обеспечивает прогнозные данные, автоматически скорректированные на изменения уровня выпуска. В следующей таблице представлен гибкий бюджет компании ЛВС для объемов выпуска 15000, 17 500,20 000 ед. продукции.
Подготовка гибкого бюджета
Компания ABC. Анализ гибкого бюджета за год на 31 декабря 19Х3 г.
* Вычисляются делением суммы в любой колонке на соответствующий уровень деятельности.

Для составления гибкого бюджета нужно знать формулу гибкого бюд­жета - уравнение, которым определяются корректно бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:
гибкий бюджет = переменные затраты на единицу • количество произведенных единиц + постоянные бюджетные затраты = 8,60 ДЕ • количество единиц + 49 400 ДЕ.
Используя формулу гибкого бюджета, мы можем получить бюджет для любого уровня выпуска. Далее в таблице представлен отчет о выполнении бюджета с использованием данных гибкого бюджета из нашего примера. Для получения бюджета сумм переменные затраты на единицу умножаются на 19 100 ед. Информация о постоянных общепроизводственных расходах берется из гибкого бюджета, приведенного в этой же таблице из примера.
Анализ выполнения плана с использованием гибкого бюджета
Компания ЛВС.
Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19Х3 г.
Как показывает новый отчет, фактические затраты превысили бюджет­ные в течение года только на 540 ДЕ, т.е. менее, чем 0,3%. Другими словами, благодаря данным гибкого бюджета мы увидели, что исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям. Гибкий бюджет поз­волил нам измерить и проанализировать выполнение плана более аккуратно и точно.
Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства; при анализе - оценить фактические резуль­таты.
На практике часто разрабатывают серию бюджетов доходов и расходов для дискретных уровней активности. Иногда, напротив, принятый уровень активности уже известен.

5.4. Вычисление отклонений и их анализ

Анализ фактически достигнутых результатов можно проводить сравнением фактических и бюджетных или нормативных данных. По­скольку бюджетные данные о затратах, как правило, менее точны, чем нормативные, в дальнейшем для оценки деятельности мы будем исполь­зовать нормативные затраты.
Первый шаг в оценке деятельности организации - выявление от­клонений, которое помогает определить области эффективности или неэффективности. Помимо определения суммы отклонения, важно вы­яснить причину этого отклонения. Когда причина известна, управляю­щий может предпринять соответствующие действия для решения про­блемы.
Процесс вычисления сумм и определения причин отклонений меж­ду фактическими и нормативными затратами называется анализом от­клонений.
Если фактические затраты выше нормативных, такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным.
Анализ отклонений может использоваться выборочно. Многие ор­ганизации столь велики, что просто невозможно рассмотреть все об­ласти деятельности в деталях. Практика, когда изучаются только облас­ти необычных продуктов или необычные результаты деятельности, назы­вается управлением по отклонениям. При данной системе анализиру­ют только отклонения, превышающие определенный лимит, например +4%, который устанавливает руководство. На схеме представлен при­мер выявления областей для анализа в системе управления по отклоне­ниям. Только по материалам С и Е есть превышение 4%-го предела, и, следовательно, только затраты этих материалов следует анализировать тщательно.
Отклонения можно вычислять для целых категорий, таких, как об­щие затраты основных материалов, для любых групп внутри категорий, каждой статьи затрат.
Все отклонения аналитики подразделяют на три вида:
1. Отклонения затрат основных материалов.
2. Отклонения прямых трудовых затрат.
3. Отклонения общепроизводственных расходов.

Техника управления по отклонениям

Отклонения затрат основных материалов

Общее отклонение затрат основных материалов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами материалов.
Общее отклонение затрат основных материалов = фактическое
количество • фактическая цена - нормативное
количество • нормативная цена.                 (1)
Общее отклонение может быть разложено на две части:
• отклонение по цене;
• отклонение по использованию основных материалов.
Отклонение по цене основных материалов = (фактическая
цена - нормативная цена) • фактическое количество.       (2)

Отклонение по использованию основных материалов = (фактическое
количество - нормативное количество) • нормативная цена.        (3)
Если все вычисления правильны, то
(1)=(2)+(3).
Обычно агент по закупкам несет ответственность за отклонение по цене, кураторы производственных цехов отвечают за отклонение по ис­пользованию материалов. В некоторых случаях, однако, более дешевые материалы такого плохого качества, что в результате ожидаемые нормы отходов существенно превышаются, что создает неблагоприятное от­клонение по использованию. Каждую ситуацию следует оценивать в со­ответствии с определенными обстоятельствами.
Иногда отклонения затрат легче интерпретировать, представив их схематически.
Анализ отклонений по основным материалам

Отклонения прямых трудовых затрат

Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как раз­ница между фактическими и нормативными затратами труда на произ­веденные единицы продукции за исключением брака (как окончатель­ного, так и исправимого):
общее отклонение прямых трудовых затрат = фактическое время • фактическая ставка оплаты труда - нормативное время работы • нормативная ставка оплаты труда.
Чтобы оценить степень выполнения плана, руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабо­чего времени, а какая - изменением ставок оплаты труда.
Отклонение по ставке оплаты прямых трудозатрат = (фактическая ставка - нормативная ставка) · фактическое время работы.
Отклонение по производительности труда = (фактическое время работы -
- нормативное время работы) • нормативная ставка оплаты труда.
За отклонения по ставке оплаты труда ответственность обычно не­сет отдел кадров. Это отклонение возникает, когда нанимают работника с оплатой выше или ниже, чем предполагалось в плане, или определен­ные работы выполняются более (менее) высокооплачиваемым работни­ком. За отклонение в производительности труда отвечают цеховые конт­ролеры. Неблагоприятное отклонение в производительности может произойти, если неопытному работнику поручат работу, требующую более высокой квалификации. Руководство должно анализировать каж­дую ситуацию исходя из сложившихся обстоятельств.
Анализ отклонений прямых трудовых затрат


Отклонения общепроизводственных расходов

Контролирование общепроизводственных расходов (ОПР) пред­ставляет собой значительно более трудную задачу, чем контролирова­ние прямых затрат, ибо ответственность за многие ОПР часто трудно возложить на кого-либо однозначно. Большая часть постоянных ОПР не может быть проконтролирована менеджерами конкретных подразделе­ний. Но если переменные ОПР можно привязать к операционным под­разделениям, определенный контроль становится возможным. Анализ отклонений ОПР сложен. Сначала вычисляют общее отклонение ОПР как разницу между фактическими и нормативными ОПР, начисленными (отнесенными на годовую продукцию) посредством коэффициентов пе­ременных и постоянных ОПР. Затем общее отклонение подразделяют на две части: контролируемое отклонение ОПР и отклонение ОПР по объе­му. Ввиду сложности этих понятий параллельно с формулами приведем цифровой пример.

Пример. Предположим, что компания планировала нормативные пере­менные ОПР в размере 5,75 ДЕ на 1 ч прямых трудозатрат плюс постоянные ОПР за месяц в размере 1300 ДЕ (формула гибкого бюджета). Нормальная производительность составляет 400 ч прямых трудозатрат за месяц. В этом месяце фактически понесенные ОПР составили 4100 ДЕ.
Прежде чем находить отклонения ОПР, необходимо вычислить общий нормативный коэффициент ОПР, который состоит из двух частей. Первая часть - это нормативный коэффициент переменных ОПР, он равен 5,75 ДЕ на 1 ч прямого труда. Вторая часть - нормативный коэффициент постоянных ОПР, который находим делением планируемых постоянных ОПР (1300 ДЕ) на нормальную мощность (44 ч). В результате получаем 3,25 ДЕ на 1 ч прямо­го труда (1300 ДЕ: 400 ч).
Таким образом, общий нормативный коэффициент ОПР равен 9,00 ДЕ на 1 ч прямого труда (5,75 ДЕ + 3,25 ДЕ).
Общее отклонение ОПР вычисляется следующим образом:


* В течение этого месяца компания произвела 180 стульев; на каждый стул по нормативу полагается 2,4 ч прямых трудозатрат.
** Н в скобках означает, что это отклонение неблагоприятное; Б - благоприятное   отклонение.
Полученное общее отклонение может быть разделено на две со­ставляющие.
Контролируемое отклонение ОПР представляет собой разницу между фактически понесенными и бюджетными (запланированными) ОПР в расчете на достигнутый уровень производства. Это позволяет оценить результаты деятельности подразделений и конкретных менед­жеров, не зависящие от изменения уровня производства.
Таким образом, контролируемое отклонение ОПР в нашем приме­ре рассчитывается следующим образом:
Здесь контролируемое отклонение ОПР неблагоприятное, так как фактически компания понесла большие затраты, чем запланировала.
Отклонение ОПР по объему определяется как разница между бюджетными ОПР в расчете на достигнутый уровень производства и ОПР, отнесенными на готовую продукцию по нормативным коэффициен­там для переменных и постоянных ОПР.
Для наглядности можно показать анализ отклонений ОПР на схеме.
5.5. Запись отклонений в учетных регистрах

Для записи отклонений от нормативных затрат необходимы соот­ветствующие бухгалтерские проводки.
При ведении учетных записей легко запомнить простые правила:
1. Все записи на счетах запасов ведутся по нормативам.
2. Для каждого вида отклонений выделяется отдельный счет.
3. Неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих сче­тов, благоприятные - по кредиту.
Руководствуясь этими правилами, запишем все операции по дан­ным примера, рассмотренного ранее.

Проводки для операций по приобретению и использованию основных материалов

Дадим дополнительную информацию для компании, производя­щей кожаные стулья. На каждый стул по нормативу идет 4 ярда кожи, нормативная цена составляет 6,00 ДЕ за 1 ярд. В рассматриваемом ме­сяце закупили 760 ярдов кожи по цене 5,90 ДЕ за ярд и использовали для производства 180 стульев.
1. Закупка основных материалов:
«Запасы материалов» (760 ярдов • 6,00 ДЕ/ярд)    4560
«Отклонение по цене прямых материалов»                    76
«Счета к оплате» (фактические затраты)                    4484
Отметим два ключевых момента в этой операции: 1) увеличение запасов материалов записывают по фактически закупленному количес­тву, но по нормативной цене; 2) сумму на счете «Счета к оплате» показы­вают по фактическим затратам (фактическое количество • фактическая цена за единицу), чтобы отразить соответствующую задолженность.
2. Потребление основных материалов:
«Запасы незавершенного производства»
(720 ярдов. 6,00 ДЕ/ярд)                                                       4320
«Отклонение по использованию прямых материалов»         240
«Запасы материалов» (760 ярдов • 6,00 ДЕ/ярд)                  4560
Важнейшие моменты в этой проводке: 1) все суммы на счете «За­пасы незавершенного производства» записываются по нормативам '(нормативное количество нормативная цена за единицу); 2) со счета «Запасы материалов» следует списать фактическое количество матери­алов по нормативной цене, так как по этой цене оно было оприходовано. Напомним, что материалы могут быть использованы в меньших количе­ствах, чем закуплено. В нашем примере закупленные материалы полно­стью использованы в течение периода.

Проводки для операций, связанных с учетом труда и заработной платы

Необходимая информация: на каждый стул по нормативу требует­ся 2,4 ч прямых трудозатрат; нормативная ставка оплаты труда - 8,50 ДЕ за 1 ч. В рассматриваемом месяце на производство 180 стульев фак­тически затрачено 450 ч труда по средней ставке 9,20 ДЕ за 1 ч.
При отражении затрат труда справедливы те же правила, что и при отражении приобретения материалов: 1) счет «Запасы незавершенного производства» дебетуется по нормативным затратам (время в нормо-часах • нормативная ставка оплаты труда); 2) счет «Заработная плата» сле­дует кредитовать на сумму фактических затрат труда основных произ­водственных рабочих (фактически отработанное время • фактическая ставка оплаты труда). Отклонения, если они вычислены правильно, бу­дут балансировать разницу между этими двумя суммами.
Проводка следующая:
«Запасы незавершенного производства» (432 ч • 8,50 ДЕ/ч)   3672
«Отклонение по ставке прямых трудозатрат»                             315
«Отклонение по производительности труда                                153
основных производственных рабочих»
«Заработная плата» (450 ч • 9,20 ДЕ/ч)                                      4140

Распределение общепроизводственных расходов

Запись отклонений ОПР отличается по времени и технике от отра­жения отклонений прямых затрат труда и материалов. Сначала общую сумму ОПР показывают по дебету счета «Запасы незавершенного про­изводства» по нормативам (нормативные часы прямых трудозатрат. . нормативные коэффициенты переменных и постоянных ОПР). Отклоне­ние фактических расходов от нормативных определяют позже, когда счета «Общепроизводственные расходы» и «Начисленные общепроиз­водственные расходы» закрываются в конце периода.
1. Отнесение ОПР на производство:
«Незавершенное производство»
(432 Ч. 9.00 ДЕ/ч)                                                                                    3888
«Начисленные общепроизводственные расходы» (по нормативам)  3888
2. Закрытие счетов «Общепроизводственные расходы» И «Начи­сленные общепроизводственные расходы» и запись отклонений:
«Начисленные общепроизводственные расходы»                       3888
«Контролируемое отклонение общепроизводственных расходов»     316
«Отклонения общепроизводственных расходов по объему»               104
«Общепроизводственные расходы»                                                      4100

Оприходование готовой продукции

Сейчас на счете «Незавершенное производство» нормативные затраты составляют 11 880 ДЕ (основные материалы - 4320 ДЕ; прямые трудозатраты - 3672 ДЕ; ОПР - 3888 ДЕ). Предполагая, что 180 стульев были полностью закончены производством, делают проводку:
«Запасы готовой продукции» (180 стульев • 66 ДЕ/стул)      11880
«Незавершенное производство»                                                         11 880
Нормативная цена за один стул:
Основные материалы: 4 ярда. 6 ДЕ/ярд          24,00
Прямые трудозатраты: 2,4 ч. 8,50 ДЕ/ч           20,40
ОПР:2,4ч · 9,ООДЕ/ч                                           21,60
Итого нормативная цена за единицу           66,00
Все элементы затрат на счете «Незавершенное производство» записаны по нормативам, поэтому затраты следует списывать также по нормативным значениям.

Реализация готовой продукции

Предположим, что все 180 произведенных стульев проданы в кре­дит по цене 169 ДЕ за 1 стул и отгружены покупателю. Тогда делают две проводки:
1.
«Счета к получению» (180 стульев)           30 420
«Реализация»                                                                  30 420
2.
«Себестоимость реализованной продукции» (180 стульев. 66 ДЕ/нормативные затраты)    11880
«Запасы готовой продукции»                                                                                                        11880

Закрытие счетов отклонений в конце периода

В конце периода все сальдо на счетах отклонений в зависимости от сложившейся ситуации должны быть перенесены одним из двух спо­собов.
1. Если вся продукция полностью завершена производством и про­дана, то все отклонения переносят на счет «Себестоимость реализован­ной продукции»:
«Себестоимость реализованной продукции»                  844
«Отклонение по цене основных материалов»                   76
«Отклонение общепроизводственных расходов по объему»      104
«Отклонение по использованию прямых материалов»                     240
«Отклонение по ставке прямых трудозатрат»                                    315
«Отклонение по производительности труда
основных производственных рабочих»                                               153
«Контролируемое отклонение общепроизводственных расходов»  316
2. Если в конце периода выявлены значительные остатки по сче­там «Незавершенное производство» и «Запасы готовой продукции» (не вся продукция завершена производством и продана), то сумма всех от­клонений (в нашем примере 844 ДЕ) должна быть распределена на сче­та «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» пропорционально остат­кам на них.

Резюме

Отклонения представляют собой разницу между нормативными и фактическими затратами. В результате применения системы «стандарт-кост» возникающее отклонение производственных затрат, относящееся к основным материальным затратам, может быть разложено на состав­ляющие по использованию и по цене; отклонение по прямым трудовым затратам - на составляющие по производительности и по ставке опла­ты; отклонение общепроизводственных расходов - на составляющие по объему производства и по фактическим затратам (контролируемое).
Целью такого разложения отклонений на составляющие является повышение уровня анализа фактического положения организации, осу­ществляемого руководителями на всех уровнях управления.
Особый раздел данной главы посвящен системам нормативных издержек, которые представляют собой системы учета и определения себестоимости на основе оценок затрат, которые должны быть понесены в соответствии с нормами, а не на основе данных о фактически понесен­ных затратах. Рассматриваются проблемы применения системы «стандарт-кост».
В этом разделе вводятся также понятия отклонений фактических затрат от нормативных (или бюджетных), гибкого бюджета, которые яв­ляются инструментами анализа и оценки деятельности организации, информационной базой для принятия управленческих решений о развитии деловой активности и совершенствовании процесса производства.

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

Составление бюджетов
Компания «Элис» производит запасные части для самолетов, используя высококвалифицированный труд и специальные металлические сплавы. Ру­ководство компании приступило к подготовке общего бюджета на 19Х2 г. ис­ходя из следующих предположений:
1. Запасы незавершенного производства незначительны и игнорируются.
2. Цены за единицу основных материалов и готовой продукции остаются неизменными.
3. Все общепроизводственные расходы рассчитываются на одной базе - на основе трудовых затрат.
4. Производственный процесс в основном определяется мастерством рабочих и производительностью труда.
Тщательно изучив все влияющие факторы, определим прогнозные дан­ные.
Основные материалы:
СплавШ                              7ДЕ за1кг
Сплав 112                          10 ДЕ за 1кг
Прямые затраты труда     20 ДЕ за 1 ч
Общепроизводственные расходы на базе прямых трудозатрат:

Руководство считает, что для предполагаемых объемов деятельности понесены следующие расходы.
Общепроизводственные расходы:
Маркетинговые и административные расходы:
А. Подготовьте оперативный бюджет на 19Х2 г.
Б. Составьте следующие бюджеты:
а) бюджет продаж;
б) бюджет производства (в единицах);
в) бюджет использования основных материалов;
г) бюджет трудовых затрат;
д) бюджет общепроизводственных расходов;
е) бюджет конечных запасов (материалов и готовой продукции);
ж) бюджет себестоимости реализованной продукции;
з) бюджет маркетинговых и административных расходов;
и) прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Напомним, что отчет о прибылях и убытках является частью оператив­ного бюджета.

Приложение 2. Домашние упражнения

1. Гибкий бюджет. Компания произвела в данном году 200 000 ед. про­дукции. Общие производственные затраты составили 400 000 ДЕ, из них 180 000 ДЕ - постоянные затраты. Предполагается, что никаких изменений в используемых производственных методах и ценах не произойдет.
Определите общие бюджетные затраты для производства 230 000 ед. продукта в следующем году.
2. Гибкий бюджет для услуг. Руководитель транспортной фирмы с пар­ком из 20 грузовых автомобилей оценивает затраты. Две основные состав­ляющие этих затрат: 1) горючее- 18 ДЕ на одну милю; 2) амортизация- 9000 ДЕ в расчете на один год для каждого грузовика.
Составьте гибкий бюджет затрат на горючее и амортизацию для 20 гру­зовиков для пробегов 10 000,20 000 и 30 000 миль на каждый грузовик.
3. Гибкий бюджет. Известны следующие данные за апрель:
А. Проставьте недостающие данные.
Б. Постройте график гибкого бюджета по данным таблицы.
4. Заполните таблицу (проставив: Б - благоприятные отклонения, Н - неблагоприятные).
5. Отклонения материальных и трудовых затрат. На каждую единицу продукта Х требуется по нормативу 4 кг материалов стоимостью 3000 ДЕ за 1 кг. На его изготовление (на единицу) по нормативу затрачивают 9 ч рабо­чего времени по нормативной ставке 1500 ДЕ за 1 ч в первом цехе и 2,5 ч по ставке 2000 ДЕ во втором цехе.
Фактически за апрель было произведено 500 ед. продукта X. Фактиче­ские затраты основных материалов на единицу составили 3,8 кг, приобре­тенных по цене 3200 ДЕ за 1 кг; затраты труда - 9,5 ч на единицу при сред­ней оплате 1750 ДЕ за 1 ч в первом цехе и 2,7 ч по ставке 2100 ДЕ за 1 ч во втором цехе.
А. Определите отклонения по цене, использованию материалов и общее отклонение по материальным затратам.
Б. Определите отклонения по ставке, производительности и общее от­клонение по трудозатратам для каждого цеха в отдельности.
6. Отклонение общепроизводственных расходов. Компания «Лари» производит керамические цветочные горшки. В мае фактические ОПР со­ставили 11 100 ДЕ. Планируемые нормативные ОПР за май были 4 ДЕ пере­менных ОПР на 1 ч прямых трудозатрат плюс 1250 ДЕ постоянных ОПР. Нор­мальная мощность установлена 2000 ч прямых трудозатрат в месяц. В мае компания произвела 9900 керамических цветочных горшков; нормативное время на изготовление каждого цветочного горшка - 0,2 ч прямых трудо­затрат.
Определите контролируемое отклонение ОПР, отклонение ОПР по объ­ему и общее отклонение ОПР за май.
7. Оценка выполнения плана при помощи отклонений. Есть следую­щая информация за март 19Х1 г.:
При нормальной мощности работают 6 операторов по 160 ч в месяц каждый.
Определите отклонения (насколько возможно при такой ограниченной информации) трудовых затрат и ОПР. Подготовьте отчет о выполнении пла­на за март.

Приложение 3. Вопросы для самопроверки

1. Компания использует систему «стандарт-кост» в своем подразделе­нии по производству изделий из стекла. Нормативные затраты на производ­ство одного ветрового стекла следующие:
Текущие переменные общепроизводственные расходы составляют 3 ДЕ на 1 ч прямых трудозатрат, и бюджетные постоянные общепроизводствен­ные расходы равны 27 000 ДЕ. В течение января подразделение изготовило 1650 ветровых стекол при нормальной мощности производства 1800 таких стекол. Фактические затраты на одно ветровое стекло составили:
Отклонение по использованию материалов за январь равно:
а) 9570 ДЕ (Н); б) 9570 ДЕ (Б); в) 3300 ДЕ (Б); г) 3300 ДЕ (Н).
Отклонение по ставке оплаты труда за январь равно:
а) 0; б) 1650 ДЕ (Н); в) 1920 ДЕ (Б); г) 1650 ДЕ (Б).
Отклонение общехозяйственных расходов по фактическим затратам за январь равно:
а) 2250 ДЕ (Н); б) 2250 ДЕ (Б); в) 1920 ДЕ (Н); г) 1920 ДЕ (Б).
Отклонение общехозяйственных расходов по объему производства за январь равно:
а) 2250 ДЕ (Н); б) 2250 ДЕ (Б); в) 1920 ДЕ (Н); г) 1920 ДЕ (Б).
Отклонение по цене материалов за январь равно:
а) 165 ДЕ (Н); б) 9570 ДЕ (Н); в) 9570 ДЕ (Б); г) 165 ДЕ (Б).
2. Реалистично предопределенные затраты основных материалов, пря­мые трудозатраты и общепроизводственные расходы известны как:
а) периодические затраты; б) переменные затраты; в) нормативные ко­эффициенты; г) нормативные затраты.
3. Для вычисления нормативного коэффициента постоянных ОПР общие планируемые постоянные ОПР делят на:
а) практическую мощность; б) избыточную мощность; в) нормальную мощность; г) теоретическую (идеальную) мощность.


© 2006 "Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета". Все права защищены, по всем вопросам
обращаться к