Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета
A Вступление
B Глава 1 Сущность и организация управленческого учета
C Глава 2 Классификация и поведение затрат
D Глава 3 Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
E Глава 4 Планирование
F Глава 5 Нормативный учет и анализ отклонений
G Глава 6 Управленческие решения
H Глава 7 Анализ эффективности и деятельности организации
I Глава 8 Хозяйственный механизм коммерческой организации
J Глава 9 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
K Глава 10 Система комплексного анализа деятельности предприятия
L Глава 11 Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
M Глава 12 Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
N Глава 13 Принятие ценовых решений
O Глава 14 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
P Глава 15 Принятие управленческих решений в оперативном управлении
Q Глава 16 Модели линейного программирования в управленческом учете
R Глава 17 Стратегическое планирование и управленческий контроль
S Глава 18 Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
T Глава 19 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
U Глава 20 Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике



6. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

6.1. Процесс принятия управленческих решений

Хотя каждое управленческое решение является уникальным и не может быть представлено как связанное с какими-либо правилами, эта­пами или временными ограничениями, оно подчиняется внутренней ло­гике - это цикл принятия решения.
Далее мы рассмотрим этапы этого цикла.

Определение целей и задач

Прежде чем принять правильное решение, необходимо опреде­лить цель или руководящее направление, которые помогут принимаю­щим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.
Обычно, согласно экономической теории, владельцы организации преследуют цель получения максимальных прибылей или, точнее, уве­личения богатства держателей акций. Выдвижение такой цели аргу­ментируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкно­венных акций являются владельцами организации, которая для получе­ния ими прибылей должна управляться их доверенными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибы­лей ведет к росту всеобщего благосостояния, т.е. повышая свое благо­состояние, вы тем самым повышаете благосостояние всего общества. Более того, вполне разумно мнение о том, что значительные прибыли по­служат интересам организации больше, чем маленькие.
Есть определенные причины для того, чтобы выделить цель макси­мизации прибылей как наиболее предпочтительную для выбора:
1. Маловероятно, что выбор какой-то другой цели даст возмож­ность с такой же эффективностью оценить способность организации ус­пешно функционировать в будущем.
2. Сомнительно, что максимизация приведенной стоимости буду­щих поступлений денежной наличности может быть реализована на практике без выработки принципов, необходимых для достижения этой цели, изучив которые вы поймете, как увеличить поступления денежной наличности.
3. Реализация этой цели помогает держателям акций как одной из групп в коалиции участников сделки понять, во что им обойдется выбор других целей, поскольку становится известным распределение сумм на­личных денег между участниками коалиции.

Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий

Второй этап цикла принятия решения заключается в поиске ряда возможных курсов (вариантов) действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации (дирекции) органи­зации всецело поглощено ассортиментом продукции и рынком сбыта се­годняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка сбыта своей продукции и движение денежной наличности, то по­является опасность, что в будущем она не сможет генерировать доста­точно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию. Для макси­мизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация (организация) постоянно получала информацию о воз­можных положительных и отрицательных для нее тенденциях развития экономической обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно защитить организацию от неожиданностей в будущем. В частности, организации рекомендуется прибегнуть к одному (двум или трем) из следующих курсов действий:
1. Выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках.
2. Выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках.
3. Создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.
Поиск альтернативных курсов действий вызывает необходимость получить информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении эконо­мической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса при­нятия решения.
Когда вероятные сферы деятельности определены, администра­ция (дирекция) должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность организации удержать соответствую­щую долю рынка и осуществить приток денежной наличности для каждого альтернативного курса действий в различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчи­вой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне контроля принимающе­го решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой. Примеры таких возможных состояний экономической среды - экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.
Курс действий, выбранный организацией на основании выше­описанной информации, вызовет вовлечение ее ресурсов в производст­во на длительный период, и положение фирмы будет находиться под вли­янием экономической среды, т.е. товаров, которые она производит, ее рынков сбыта и способности реагировать на будущие изменения. Выбор курса определяет долгосрочную перспективу для организации и, следо­вательно, решения, которые она может принять в будущем. Эти решения обычно называют долгосрочными, или стратегическими. Такие реше­ния имеют очень большое влияние на будущее положение организации, поэтому важно, чтобы была собрана точная информация о возможностях организации и ее экономической среде. В связи с чем стратегические решения должны быть прерогативой высшей администрации.
Кроме стратегических, или долгосрочных, решений, администра­ция должна принимать решения, которые не требуют долгосрочного при­влечения ресурсов организации. Такие решения считаются краткосроч­ными и обычно являются прерогативой менеджеров более низкого уровня управления. Принятие краткосрочных решений основывается на результатах анализа экономической обстановки сегодняшнего дня и оценке материальных, человеческих и финансовых ресурсов, которыми организация располагает в настоящее время. Эти ресурсы в значитель­ной степени определяются качеством принятых организацией долго­срочных решений.
Для того чтобы прийти к тому или иному краткосрочному решению, нужно ответить на такие вопросы:
• Какие установить цены на продукты организации?
• Сколько товаров каждого вида необходимо произвести?
• Какие средства массовой информации необходимо задейство­вать для рекламирования товаров организации?
• Какой уровень обслуживания будет предложен покупателям: сколько дней потребуется для доставки товаров по заказу и как будет организовано обслуживание покупателей на дому работниками органи­зации?
Для выработки краткосрочных решений необходимо также соби­рать соответствующие данные, например о ценах товаров конкурирую­щих организаций, ожидаемом спросе на товары по альтернативным це­нам и прогнозируемых при различных вариантах производства затратах. Эта информация потребуется на разных уровнях управления для приня­тия решений об установлении цен и объеме выпуска продукции.
После того как необходимая информация собрана, администрация (дирекция) должна решить, какой курс действий выбрать.

Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов

На практике принятие решения - сравнительная оценка конкури­рующих альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации. Если таковой являет­ся максимизация будущих поступлений чистых платежей, то оптималь­ный альтернативный курс действий следует выбирать путем сравнения прогнозов поступления денежных средств. Значит, к каждому альтерна­тивному курсу действий должны быть применены методы анализа при­роста (инкрементного анализа) чистых денежных поступлений. Альтер­нативные варианты оцениваются по предполагаемым чистым денежным поступлениям, и дающие наибольшую величину должны быть изучены с точки зрения качественных факторов (показателей).

Осуществление выбранного варианта

Выбранные альтернативные курсы действий являются отправной точкой для составления бюджета. Бюджеты сводят в единый документ, в котором в концентрированной форме выражены намерения организации и ожидаемые результаты. Этот документ называется обобщенным фи­нансовым бюджетом. Процесс его составления направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей предполагаемой роли в осуще­ствлении решений администрации (дирекции).

Сравнение полученных и планируемых результатов

На последних этапах цикла принятия решения (сравнение получен­ных (фактических) и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения) осуществляются контроль и регулирование в рамках организации. Функция процесса контроля и регулирования-оценка результатов деятельности (показателей), представление сведений о них и выработка корректирующих мер, на­правленных на то, чтобы цели были достигнуты и планы организации ре­ализованы. Другими словами, задачей процесса контроля и регулирова­ния является корректирование деятельности таким образом, чтобы осуществились изначальные намерения.
Для контроля (мониторинга) за результатами деятельности бух­галтер готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные срав­нения полученных (фактических) результатов (фактических затрат и до­ходов) и запланированных (сметных затрат и доходов), должны готовить­ся систематически. Данные этих отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. В таких от­четах особое внимание должно уделяться показателям, которые расхо­дятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание. Этот процесс - применение метода управления по от­клонениям.
Эффективность контроля и регулирования зависит от корректи­рующих действий, направленных на приведение полученных (факти­ческих) результатов в соответствие с запланированными показателя­ми. Планы, в свою очередь, могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. Обратная связь между последним и первым эта­пами свидетельствует о том, что если они не могут быть реализованы, то необходимо рассмотреть альтернативные курсы действий, которые обеспечат достижение целей организации. Контур обратной связи по­казывает корректирующее действие, предпринимаемое с целью приве­дения фактических результатов в соответствие с запланированными по­казателями.

6.2. Примеры принятия управленческих решений

Классификация затрат на переменные и постоянные привела к возникновению метода прямого отнесения затрат на себестоимость вы­пускаемого товара. Этот метод - очень важное и эффективное орудие в руках руководства организации, особенно при планировании и контро­лировании прибыльности ее работы и установлении цен на выпускаемую продукцию. Он основан на принципе добавленной стоимости, которая определяется как разница между выручкой от продажи товара и прямы­ми (переменными) затратами на его изготовление. Добавленная сто­имость идет на покрытие постоянных накладных расходов, а остающая­ся разница представляет собой прибыль организации.
Пример 1.
Пример 2.
В примере 1 предприятие выпускает пять различных изделий. Для упрощения расчетов все затраты, идущие на выпуск этих изделий, раз­делены на две группы: переменные и постоянные накладные расходы. Добавленная стоимость, получаемая в результате реализации каждого изделия, является разницей между выручкой от его продажи и прямыми затратами. Далее, вычитая из нее постоянные расходы, получаем чис­тую прибыль. Анализируя данные из примера 1, руководство предпри­ятия может сделать следующие выводы:
• необходимо максимально развивать производство и продажу изделия Т1, поскольку по сравнению с остальными оно дает предпри­ятию самую большую в процентном отношении добавленную стои­мость;
• изделие Т2 хотя и дает наибольшую по сумме добавленную сто­имость, но она составляет лишь 30% оборота, поэтому вполне вероятно, что есть смысл подробно проанализировать структуру затрат и методы производства этого изделия, с тем чтобы попытаться выявить какие-либо резервы экономии;
• по изделиям ТЗ и Т5 есть вполне удовлетворительные результаты;
• что касается изделия Т4, то необходимо или уменьшить затраты по его производству, чтобы его продажа давала прибыль, или прекра­тить производство.
В примере 2 показана ситуация, когда из числа выпускаемых пред­приятием изделий исключено изделие Т4. Подобное решение - одно из самых принципиальных в управлении деятельностью предприятия: пер­востепенным моментом является не абсолютная выручка от продажи того или иного изделия, а доля его участия в общей прибыли, получаемой пред­приятием от реализации всех выпускаемых изделий. В данном примере в результате прекращения производства изделия Т4 суммарная добавлен­ная стоимость, а следовательно, и чистая прибыль предприятия увеличи­ваются на 15 тыс. ДЕ несмотря на то, что выручка предприятия от продажи оставшихся изделий уменьшается на 100 тыс. ДЕ.
Теперь рассмотрим пример анализа затрат на производство из­делия.
Пример.
В этом примере изделие продается по цене 6,0 ДЕ, т.е. с прибылью 20% по отношению к его себестоимости. Прямые затраты на изготовле­ние изделия, т.е. затраты, изменяющиеся пропорционально количеству выпущенных единиц изделия, составляют 3,8 ДЕ.
Теперь, если мы знаем, что 5 тыс. ед. изделия уже продается на внутреннем рынке, и полагаем, что какое-то дополнительное количество может быть продано на внешних рынках, мы можем использовать известные нам прямые затраты в размере 3,8 ДЕ в качестве базы опре­деления экспортной цены, поскольку:
• постоянные накладные расходы в размере 6 тыс. ДЕ не изме­нятся и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 1,20 ДЕ не нужно будет возвращать в ценах изделий, реализуемых на экспортных рынках;
• при продаже на экспорт ограничиться прибылью меньшей чем 1,0 ДЕ. Другими словами, экспорт этого изделия будет осуществляться с прибылью, если его экспортная цена будет выше величины прямых за­трат в размере 3,8 ДЕ.
Если мы хотим при этом получать прибыль, например в размере 20% прямых затрат, мы должны продавать изделие по цене 4,56 ДЕ (3,8 ДЕ+0,76 ДЕ).
Следует, однако» признать, что использование метода прямого от­несения затрат на себестоимость хранит в себе и некоторые опасности. Совершенно очевидно, что он не может быть применим для установле­ния цен на все товары. Целесообразен данный метод только тогда, когда реальные условия производства таковы, что постоянные накладные рас­ходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установ­ленных для определенного базового количества производимых и прода­ваемых изделий, а установление цен на базе прямых затрат происходит только для дополнительного количества изделий. В дальнейшем ситуа­ция может измениться таким образом, что базовое количество выпуска­емого товара, взятое за основу при расчете цены, уменьшится. В этом случае первоначальная калькуляция, составленная по методу прямого отнесения затрат, уже не будет отражать реального положения дел и если продолжать основываться на ней, то это приведет к уменьшению общей прибыли предприятия. Значит, метод прямого отнесения затрат можно с уверенностью применять при установлении цен только тогда, когда есть неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные накладные расходы возмещаются в ценах, уста­новленных в зависимости от текущего объема производства.
Принятие решений касается будущей деятельности предприятия, изменить что-нибудь в прошлом уже нет возможности. Поэтому про­шлые затраты следует исключить из анализа или брать их в расчет, только если они являются единственной базой определения будущих затрат. Затраты, учитываемые при принятии одного решения, можно полностью игнорировать при принятии другого альтернативного ре­шения.
Основным вопросом, который следует выяснить, чтобы принимать или не принимать в расчет те или иные затраты, в чем разница? Поэто­му, чтобы быть принятыми в расчет при рассмотрении того или иного ва­рианта решения, затраты должны отвечать двум условиям:
1. Это должны быть затраты, ожидаемые в будущем.
2. Они должны быть различными для разных вариантов альтерна­тивных решений.           
Метод прямого отнесения затрат часто полезен при определении тех составляющих затрат, на которые следует обращать внимание при принятии специфических решений:
• продолжить или прекратить выпуск какой-либо группы товаров;
• производить какие-либо комплектующие изделия или приобре­тать их;
• принять или отклонить специальный заказ;
• как реагировать по поводу влияния на размер добавленной сто­имости ограничивающих условий или других важнейших факторов.

6.3. Анализ «затраты - объем - прибыль» в процессе принятия решения

Анализ «затраты - объем - прибыль» используют для определе­ния влияния, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на ве­личину получаемой от реализации товара прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.
На величину прибыли воздействуют изменения следующих фак­торов:
продажная цена товара;
количество проданных единиц;
величина постоянных затрат;
величина переменных затрат.

Принятие решения о прекращении или продолжении работы с группой товаров

Эта задача может быть рассмотрена на примере компании, выра­щивающей четыре вида фруктов: кокосы, ананасы, бананы и дыни. Не­обходимо принять решение в отношении того, что делать с дынями, про­дажа которых в течение последних лет постоянно приносит убыток.
К решению этой задачи руководство приходит со следующими предварительными суждениями:
• существует только два альтернативных варианта решения - продолжать или прекратить продажу этого товара;
• независимо от того, какое решение будет принято, это не по­требует от компании привлечения дополнительных средств;
• если прекратить выращивать дыни, то освобождающиеся сред­ства можно использовать для выращивания дополнительного количест­ва кокосов.
Если будет принято решение отказаться от выращивания дынь из-за нерентабельности, то прогнозируемый на текущий год результат бу­дет выглядеть так:
Этот результат, безусловно, следствие того, что получаемая от вы­ращивания кокосов прибыль в размере 62,5% значительно более высо­кая, чем в случае с дынями, - 25%, но необходимость использования высвобождающихся в результате отказа от выращивания дынь возмож­ностей также немаловажный фактор, который учитывается при приня­тии такого решения.

Принятие решения о комплектующих изделиях

Компания выпускает двигатели для легковых и грузовых автомо­билей и собственными силами изготавливает все необходимые для них комплектующие детали. В настоящее время получено предложение от одного из поставщиков на поставку детали № 465 по цене 26 ДЕ за штуку.
Пример. Собственные затраты компании по изготовлению этой детали выглядят следующим образом:
При первом рассмотрении, поскольку собственные затраты на производство детали № 465 выше цены, предложенной поставщиком, представляется, что правильным будет решение покупать эту деталь на стороне. Но следует иметь в виду, что вне зависимости от того, какое компания примет решение, ее постоянные накладные расходы останутся теми же, поэтому, принимая решение, фактор содержания в себестои­мости детали № 465 планируемых на единицу продукции постоянных на­кладных расходов в размере 7 ДЕ не следует учитывать. Сравнение же нужно проводить между 21 и 26 ДЕ, что заставляет склоняться к мысли о собственном производстве. Однако на принятие окончательного реше­ния может влиять и то, что если покупать данную деталь на стороне, то освобождающиеся при этом производственные мощности можно с при­былью направить на другие цели, а это приведет к покрытию указанных постоянных накладных расходов.

Принять или отклонить специальный заказ

Организации часто сталкиваются с проблемой решения о продаже своих товаров в больших количествах по специальным ценам. Приводи­мый пример показывает, что определение крайней приемлемой для ком­пании цены в этом случае представляет значительные трудности.
Компания выпускает канцелярские товары, в том числе блокноты, которые продаются оптовым покупателям по цене 20 ДЕ за одну пачку. В настоящее время компания выпускает в месяц 1 тыс. таких пачек, но производственные мощности позволяют ей увеличить выпуск до 2 тыс. пачек. Компания получает заказ на поставку на экспорт.500 пачек блок­нотов в месяц на условиях долгосрочного контракта по специальной цене 15 ДЕ за одну пачку.
Пример. Себестоимость производства этих блокнотов формируется следующим образом:
Как и в предыдущем случае, полная себестоимость производства товара, включая издержки обращения, превышает цену, по которой по­ступил специальный заказ, однако нужно принять во внимание два нема­ловажных обстоятельства:
• накладные постоянные расходы компании возмещаются от про­дажи на внутреннем рынке 1 тыс. пачек блокнотов;
• издержки обращения не должны входить в расчетную себестои­мость при поставке на экспорт, так как товар передается покупателю не­посредственно на складе поставщика.
При определении себестоимости продукции для поставки на эк­спорт следует принимать во внимание только прямые затраты на мате­риал и рабочую силу и переменные производственные накладные расхо­ды, что составит в целом 11 ДЕ. Поэтому, приняв к исполнению данный специальный заказ, компания получит дополнительную прибыль 4 ДЕ за одну пачку, что составит 2 тыс. ДЕ в месяц. В результате ее месячная прибыль от суммарных операций на внутреннем и внешнем рынках удво­ится.
ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТО­РОВ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Интересно рассмотреть приведен­ный выше пример, предположив, что производственные возможности компании составляют не 2 тыс., а 1 тыс. пачек блокнотов в месяц. В этом случае для того чтобы компания могла выполнить предложенный ей эк­спортный заказ, она должна уменьшить продажу своего товара на вну­треннем рынке до 500 пачек, тогда ежемесячный анализ ее выручки и се­бестоимости производства и реализации будет выглядеть следующим образом:
Анализ показывает, что из-за фактора ограниченных производ­ственных возможностей и необходимости возместить имеющиеся посто­янные накладные расходы в ценах всех единиц выпускаемой продукции, включая и ту, которая поставляется на экспорт, принятие компанией экс­портного заказа приведет к тому, что ее чистая прибыль изменится с 2 тыс. ДЕ до 500 ДЕ в месяц. Поэтому при данных обстоятельствах при­нимать экспортный заказ неправильно.
Следующий пример иллюстрирует тот факт, что в случае, когда у компании есть ограниченные производственные возможности, совсем не обязательно выпускать товар, который в результате продажи дает наибольшую величину добавленной стоимости на единицу продукции. Прибыль будет увеличена за счет производства товара, который дает наибольшую добавленную стоимость на единицу ограничивающего фактора.
Пример. Компания производит и продает товары А и Б. Из-за отсутствия достаточного количества станков компания располагает только 2 тыс. машино-ч в неделю.
Исходные данные:
Принимая решение о том, какой из двух товаров следует произво­дить, нет необходимости указывать постоянные накладные расходы, по­тому что они одни и те же независимо от принятого решения.
Поэтому решение принимается на базе сравнительной калькуля­ции:
Таким образом, правильным будет решение о производстве только товара А. Насколько оно правильно, видно из сравнительной таблицы, в которой приведены результаты альтернативного выпуска товара А или товара Б:
6.4. Принятие решения об инвестировании средств организации в реальные проекты

Всякий инвестиционный проект связан с затратами (капитальные или единовременные вложения, текущие расходы) на его осуществле­ние и предпринимается для получения определенных выгод (дохода, прибыли). Распределение затрат и выгод в рамках жизненного цикла ус­ловного проекта представлено на графике.
Сравнение поступающих от проекта денежных средств (выгод) и расходов (затрат) позволяет определить денежный поток. Первый этап реализации проекта, как правило, характеризуется отрицательным де­нежным потоком (осуществляется инвестирование денежных средств), затем - с ростом доходов по проекту - он становится положительным.
Длительность жизненного цикла проекта связана с тем, что вели­чина (ценность) затрат и выгод зависит от момента принятия решения об инвестировании средств в проект.
Конкретные расчеты ценности выгод и затрат возможны на основе использования теории стоимости денег во времени.
Принимая решение об инвестировании денег в проект, необходи­мо учитывать:
• инфляцию;
• риск, неопределенность;
• возможность использования денег в настоящий момент.
Таким образом, одна и та же денежная сумма имеет разную цен­ность во времени по отношению к текущему моменту.
Введем условные обозначения:
F- будущая ценность денег;
Р - текущая ценность денег (первоначальная ценность, или прин­ципал);
t - продолжительность временного отрезка (периода);
r-ставка процента.
Пусть нам требуется решить вопрос о том, какая денежная сумма будет на счете в сберкассе через t лет, если первоначальный вклад со­ставил Р денежных единиц при ставке процента r. Чтобы найти будущую величину вклада, уместно использовать методику начисления сложных процентов:
F=P(1+r)f.                        (1)
Однако для анализа проекта более актуально обратное действие. Важно знать, какова текущая стоимость (ценность) денежной суммы из F денежных единиц, которую предполагается получить через t лет при процентной ставке r. Другими словами, какую сумму необходимо сегод­ня положить на счет, чтобы через t лет ее величина составила F денеж­ных единиц:
P=F · 1/(1+r)t.                         (2)
Это действие (сведение будущих денежных сумм к настоящему моменту) называется дисконтированием. Множители (1 + r)t и 1/(1 + r)t из формул (1) и (2) называются соответственно коэффициентами начисления сложных процентов и дисконтирования. (Разработаны специальные таблицы, позволяющие находить величины этих коэффи­циентов при известных t и r.)
Допустим, по некоторому проекту предполагается следующий по­ток денежных средств по периодам (годам) проекта:
Необходимо исчислить текущую стоимость потока, если известна процентная ставка (r).
Текущая стоимость потока:
Р=F1d1 + F2d2 + F3d3 + F4d4 + F5d5 .               (3)
Допустим, что величины будущих периодических поступлений рав­ны между собой: F1 = F2 = F3 = F4 = F5 = А. Тогда выражение (3) можно пе­реписать в виде:
Р = A(d1 + d2 + d3 + d4 + d5) = A ? dt.                        (4)
Равные денежные суммы, получаемые или выплачиваемые через одинаковые промежутки времени, называются аннуитетом, т.е. А в на­ших обозначениях. Не составляет труда вывести формулу, позволяю­щую находить текущую стоимость, используя аннуитет:
Р=А•(1-r)'-1 / (r (1+r)'                                (5)
Выражение (4) представляет собой частный случай формулы (5). Другими словами, коэффициент аннуитета (а) есть сумма коэффициен­тов дисконтирования за соответствующие периоды:
a1 = d1;
a2 = d1 + d2;
a3 = d1 + d2 + d3;                                            (6)
an = d1 + d2 +…+ dn.
Отсюда возникла возможность построения и использования таб­лиц коэффициентов аннуитета, т.е. ежегодных выплат, если известна первоначальная, текущая стоимость (формула (5)):
A = P · r(1+r)'-1 / (1+r)' - 1 .                      (7)
Это восстановление капитала. Аналогично предшествующим случаям разработаны специальные таблицы, позволяющие получать числовое значение коэффициента восстановления капитала,
Приведем несколько конкретных примеров, подтверждающих поло­жения теории ценности денег во времени.
Пример 1. Хватит ли величины вклада, равной 1000 ДЕ, положенной се­годня в банк под 10%, чтобы через 10 лет заплатить за обучение 2500 ДЕ?
В этом примере Р= 1000 ДЕ;Р= 2500 ДЕ;t = 10 лет; r= 10%.
Существуют два варианта ответа на вопрос.
Первый вариант предполагает использование таблиц или проведение прямых расчетов на основе сложных процентов и сравнения полученного ре­зультата с величиной будущей стоимости, т.е. на основании выражения (1) имеем
Fpасч= 1000 (1 + 0,l)10 = 2593 (ДЕ) > 2500 ДЕ.
Ответ-:хватит.
Второй вариант предполагает применение методики дисконтирования.
По формуле (2):
Pрасч = 2500 · (1/(1+0,1)10 = 965ДЕ < 1000ДЕ.
Ответ: можно положить на вклад меньшую сумму- 965 ДЕ.
Пример 2. По проекту предполагается взять кредит 56 тыс. ДЕ под 100% годовых с условием ежегодной выплаты равными долями в течение 3 лет.
Какова величина этих выплат?
В этом примере Р = 56 тыс. ДЕ; t = 3 года; r = 100%; А = ?
Согласно формуле (7)
A= 56 ·1(1+1)3 : [(1+1)3 - 1] = 64 (тыс.ДЕ)
Ответ: 64 тыс. ДЕ.
Пример 3. Необходимо определить внесенную в пенсионный фонд сум­му, чтобы через 10 лет ежегодно выплачивать пенсию по 5000 ДЕ в течение 20 лет.
В этом примере А = 5000 ДЕ; ?, = 11 лет; t2 = 30 лет; r = 10%; Р = ?
Из формулы (7)
По таблице коэффициентов аннуитета
Р=5000(аt=3010% - аt=1010%). Ответ: 12 025 ДЕ.
Серьезной, но решаемой проблемой является непостоянство ставки процента на протяжении расчетного периода проекта. Здесь прежде всего сказывается влияние активных инфляционных процессов. Можно рекомен­довать следующий прием расчета текущей ценности:
где F1, F2,, ..., Fn - величины будущих чистых выгод;
r, r2 ,..., rn - соответствующие периодам процентные ставки;
1,2, ...,п- периоды.
Свое практическое приложение теория ценности денег во времени на­ходит при построении дисконтированных критериев ценности проекта. Совокупность описываемых критериев позволяет отобрать проекты для дальнейшего рассмотрения, проанализировать проектные альтернативы, оценить проект с точки зрения инвестора и т.д. Принятие соответствующего решения базируется на сравнении полученного расчетного результата с «точкой отсчета».
В мировой практике в настоящее время наиболее употребимы следую­щие критерии:
1. а) отношение выгод к затратам (В/С);  
б) отношение чистых выгод к затратам (стоимость) (В(п)/С).
2. Чистая текущая ценность (NPV).
3. Внутренняя норма доходности или прибыльности (рентабельности) проекта (IRR).
4. Срок окупаемости (РВ).
Дополнительные обозначения:
Вt - выгоды проекта в год t;
Сt - затраты проекта в год t;
t = 1 • n - годы жизни проекта. Тогда перечисленные критерии можно рассчитать следующим образом:
Полученный результат сравнивается с единицей. Если денежные потоки дают значение, меньшее единицы, предполагается возврат проекта, харак­теризуемого этим потоком, для дополнительного рассмотрения.
Все проекты с NPV > 0 попадают в круг дальнейшего анализа. Можно графически изобразить зависимость npv от ставки процента:
3. Очень важно значение процентной ставки r' при NPV = 0. В этой точке дисконтированный поток затрат равен дисконтированному потоку выгод.
Это дисконтированное значение в точке безубыточности и называется вну­тренней нормой доходности или прибыльности (рентабельности) - IRR. Данный критерий позволяет инвестору проекта оценить целесообразность вложения средств. Если банковская учетная ставка больше IRR, то, по-види­мому, положив деньги в банк, инвестор сможет получить большую выгоду.
Разработаны приемы расчета IRR, в том числе компьютерные, основан­ные на итеративном приближении при помощи линеаризации к точке r?. Ряд электронных таблиц (например, программный пакет Lotus П23) позволяет, задав «местоположение» денежного потока, исчислить соответствующие значения NPV (при известной r) и IRR.
4. Критерий срока окупаемости дает возможность определить время (число лет), которое пройдет, пока суммарный поток денежных средств от проекта не сравняется с первоначальными суммарными инвестициями.

Резюме

Материал данного раздела позволяет взаимоувязать учетные (ин­формационные) аспекты процесса управления и собственно принятие решений и по тактическим, и по стратегическим вопросам. Тем самым удается перевести «пассивные» знания в «активные», когда приходится обращаться к функциям управления исходя из того факта, что прибыль является прежде всего результатом управления затратами (издержками производства).
В связи с этим здесь изучаются вопросы принятия решений (про­цедура принятия решений) и роль управленческого учета в этом про­цессе.
Показан подход к принятию решений как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Происходит увязка между тактическими, стра­тегическими и временными аспектами получения дохода (прибыли). По сути, именно на данном этапе следует уяснить себе значение информа­ции о затратах для целей управления с позиций будущего результата. Это обеспечивается за счет перехода от рассмотрения конкретных ситу­аций, связанных с кратким периодом между вложением средств и полу­чением результатов, к принятию решений о капиталовложениях на дли­тельный период.
Введение терминов «приведенная стоимость поступлений денеж­ной наличности» и «приведенная стоимость будущих расходов» даст возможность понять сущность инструментария анализа эффективности во времени.
Прежде всего необходимо определить, что такое цикл принятия ре­шения;
1. Определение целей и задач.
2. Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий.
3. Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариан­тов.
4. Осуществление выбранного варианта.
5. Сравнение полученных и планируемых результатов.
Очень важно установить задачи организации, чтобы при принятии решения можно было оценить преимущество одного варианта поведе­ния перед другим. Поэтому процесс принятия управленческого решения проходит поэтапно.

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

Инвестиции в технологическую линию
Руководство фирмы «Кедр» рассматривает возможность приобретения новой технологической линии по производству корпусной мебели. Ожидает-c", что величина инвестиций (затраты на оборудование) составит 210 млн. ДЕ, а срок функционирования оборудования рассчитан на 5 лет; амортиза­ционные исчисления по оборудованию - 20% годовых. Ставка налога на прибыль - 35%. «Цена» авансированного капитала - 240%.
В соответствии с техническими характеристиками и производитель­ностью новой технологической линии планируется следующий выпуск:
1-й год-84000 небольших комплектов; 2-й год-120000; 3-й год- 156 000; 4-й год -132 000; 5-й год -100 000 небольших комплектов.
Планируемая цена за один комплект 1,5 млн. ДЕ. Эта цена будет сохра­няться при расчетах за все 5 лет.
В соответствии с этим выручка от реализации продукции прогнозирует­ся по годам в следующих объемах (тыс. ДЕ): 126000, 180000, 243000, 198000,150000.
Исходные данные:
Оцените эффективность инвестиций в данный проект (дайте расчеты чистой текущей ценности (стоимости) - NPV; внутренней нормы рента­бельности - IRR; окупаемости).

Приложение 2. Вопросы для самопроверки

1. Что такое «цикл принятия решения»?
2. Приведите примеры из своей практики, когда приходилось принимать управленческие решения. Какая информация при этом использовалась?
3. Каково значение окружающей среды для управления производством?
4. Какие факторы влияют на принятие решений в условиях централизо­ванно регулируемой экономики?
5. Что приходится учитывать при управлении в условиях рыночной эко­номики?


© 2006 "Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета". Все права защищены, по всем вопросам
обращаться к