Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета
A Вступление
B Глава 1 Сущность и организация управленческого учета
C Глава 2 Классификация и поведение затрат
D Глава 3 Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
E Глава 4 Планирование
F Глава 5 Нормативный учет и анализ отклонений
G Глава 6 Управленческие решения
H Глава 7 Анализ эффективности и деятельности организации
I Глава 8 Хозяйственный механизм коммерческой организации
J Глава 9 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
K Глава 10 Система комплексного анализа деятельности предприятия
L Глава 11 Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
M Глава 12 Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
N Глава 13 Принятие ценовых решений
O Глава 14 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
P Глава 15 Принятие управленческих решений в оперативном управлении
Q Глава 16 Модели линейного программирования в управленческом учете
R Глава 17 Стратегическое планирование и управленческий контроль
S Глава 18 Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
T Глава 19 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
U Глава 20 Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике



4. ПЛАНИРОВАНИЕ

Данные о затратах играют ключевую роль во многих управленче­ских решениях. В предыдущих разделах обсуждались проблемы поведе­ния затрат, анализа по модели «затраты - объем - прибыль», изуче­ние которых является необходимой базой для управленческого учета. Теперь мы можем использовать полученные знания при принятии реше­ний по управлению организацией как за относительно небольшие про­межутки времени, так и за рассчитанные на значительный период.

4.1. Основы планирования

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения дейст­вий, которые должны быть выполнены в будущем.
Планы могут быть классифицированы следующим образом:
Оперативные планы - тактические планы, которые прямо связа­ны с достижением целей организации, например планы производства, являющиеся краткосрочными, сформулированными в виде годовых или квартальных бюджетов.
Административные планы - тактические планы развития и под­держания организационной структуры. Их цель - создать организацию, при которой могут быть достигнуты желаемые уровни выполнения. Они являются среднесрочными планами, пересматриваемыми ежегодно.
Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Стратегии организации пере­сматриваются не систематически, а при необходимости, например при внедрении новых технологий, изменении предпочтений потребителя, по­явлении нового конкурента.

4.2. Программирование

Программирование - процесс выбора программ и определе­ния приблизительного объема ресурсов, выделяемых на каждую про­грамму. Программами являются основные направления деятельности, которые организация решила осуществлять для реализации своей стратегии.
В прибыльно ориентированных организациях каждый основной продукт или производственная линия - это программа. Программами также могут быть научно-исследовательские работы, улучшение сущест­вующих продуктов или технологических процессов, поиск новых конку­рентоспособных продуктов и т.п. В одних организациях программные ре­шения принимаются неформально, в других - используется система формальной подготовки программ и долгосрочного планирования.
Процесс подготовки программ состоит из трех основных частей:
1. Пересмотр текущей программы.
2. Рассмотрение предложений по новым программам.
3. Координация программ при помощи системы формального про­граммирования.

Текущие программы

Даже в стабильных производствах необходимо систематически пересматривать уже существующие программы, так как окружающая экономическая среда, вкусы и запросы потребителей, условия конкурен­ции, производственные технологии постоянно изменяются. Очень важно вовремя распознать эти изменения и адаптировать имеющиеся програм­мы к изменившимся условиям.

Предлагаемые новые программы

В рамках утвержденной стратегии руководство должно быть вос­приимчиво к новым программам ввиду возможной угрозы существую­щей деятельности или для использования новых открывающихся воз­можностей. В бизнесе такие предложения обычно требуют вовлечения новых капитальных вложений.
Для анализа предлагаемых программ в неприбыльных организа­циях широко применяется метод «выгоды/затраты». Согласно этому ме­тоду предполагаемая выгода, которая не всегда может быть выражена количественной оценкой, сопоставляется с затратами, осуществляемы­ми по данной программе. Этот метод используют и прибыльные (коммер­ческие) организации для анализа таких предполагаемых программ, как увеличение расходов на улучшение условий безопасности труда, сниже­ние уровня загрязнений окружающей среды, повышение репутации организации в обществе, предоставление более полной и достоверной информации руководству.

Формальная система программирования

Большая часть крупных организаций использует формальную сис­тему, в которой финансовые и другие последствия пересмотра текущих программ или предлагаемых новых программ проецируются на несколь­ко лет. Такая проекция называется долгосрочным планом. Он показы­вает доходы, расходы и другую информацию по индивидуальным про­граммам на годы - обычно на 5 лет, но возможно, и на 3 года, а для компаний по выработке электроэнергии или добыче природных ресур­сов - на 20 лет.
Обычно процесс программирования начинается за несколько ме­сяцев до начала составления годового бюджета. Формальная подготов­ка программы начинается, когда высшее руководство по результатам анализа определило необходимость изменения основных целей и стра­тегии. Затем предложения рассылаются оперативным руководителям, которые готовят конкретные программы по направлениям, определен­ным высшим руководством. Далее предлагаемые программы обсужда­ются с высшим руководством, и в результате появляется набор про­грамм для организации в целом. Утвержденные программы являются основой для подготовки годового бюджета.

4.3. Бюджетное планирование

Перед тем как ввести понятие бюджета, остановимся на пробле­мах терминологии. Обычно понятие «бюджет» мы связываем с такими определениями, как государственный, федеральный, местный; у всех на слуху выражение «дефицит бюджета». В управленческом учете как са­мостоятельной подсистеме учета в западных странах термин «бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к нашему терми­ну «смета» (смета доходов и расходов). Процесс составления общего, главного бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с известным нам по прежним временам процессом разработки техпромфинплана (техтрансфинплана на транспорте). Многие в нашей стране уже используют слово «бюджетирование» (и даже в официаль­ных изданиях).
На наш взгляд, процесс составления бюджетов - один из важней­ших в системе планирования и контроля в управленческом учете, поэто­му, наверное, следует пользоваться термином «бюджет», как это приня­то в западной практике. В противном случае будет затруднено чтение специальной литературы и однозначное понимание этого термина. Мы так и поступим и постараемся как можно точнее определить понятие бюджета для целей теории планирования, а главным образом-для практики.
Составление бюджета, как и программирование, является процес­сом планирования. Существенная разница между ними заключается в том, что программы «заглядывают» на несколько лет вперед, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год.
Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы уп­равленческого контроля. Практически все организации, за исключени­ем самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качест­ве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показы­вает планируемую деятельность организации по центрам ответствен­ности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.
Бюджет - финансовый документ, созданный до того, как пред­полагаемые действия выполняются. Его часто называют финансовым планом действий. Ключом к пониманию термина «бюджет» является осознание того, что это есть не что иное, как лист бумаги, на котором представлены финансовые данные. Эти данные - спланированная се­рия событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих фи­нансовых операций.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюдже­та; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалифи­кации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стан­дартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет может быть совсем простым - проект продаж и затрат уличной овощной лавки, или очень сложным, например финансовый проект корпорации «Дже­нерал Моторз».
Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информа­ции затемняет значение и точность данных, недостаточность информа­ции может привести к непониманию основных ограничений, данных, при­нятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно данные и о доходах, и о расходах, нет необходимости, чтобы они были сбалансиро­ваны. Например, в бюджете закупок использования материалов пред­ставлены сведения только о планируемых расходах сырья или полуфаб­рикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном (натуральном) выражении: в часах, единицах продукции, объемах услуг.
При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулиро­ванного его названия или заголовка и периода, для которого он состав­ляется. Реальную форму представления бюджета выбирает его разра­ботчик. Организация может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Но если в бюджете необхо­дима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться иная структура и форма этого документа. Однако всегда нужно следо­вать основному правилу: информация, содержащаяся в бюджете, долж­на быть настолько точной, определенной и значащей для ее получателя, насколько это возможно.
По определению Института дипломированных управляющих бух­галтеров по управленческому учету (США) бюджет-это «количест­венный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до оп­ределенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые долж­ны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необхо­димо привлечь для достижения данной цели».
Детализированные бюджеты чаще всего составляются на огра­ниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов.
В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требу­ют дополнительных капитальных вложений, бюджеты разрабатываются на пять или более лет. Все больше организаций используют бюджеты как основной инструмент долгосрочного планирования.
Бюджеты разрабатываются как для организации в целом, так и для ее подразделений.

Функции бюджета

Функции бюджета состоят в следующем:
• планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
• координирование различных видов деятельности и подразделе­ний. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
• стимулирование руководителей всех рангов к достижению це­лей своих центров ответственности;
• контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины;
• основа для оценки выполнения плана центрами ответственно­сти и их руководителей;
• средство обучения менеджеров.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Основные плановые решения обычно вырабаты­ваются в процессе подготовки программ, а сам процесс разработки бюд­жета по существу является уточнением этих планов.
КООРДИНИРОВАНИЕ. Каждый центр ответственности зависит от работы других центров ответственности и влияет на нее. В процессе раз­работки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения организации работают согласованно, стремясь достичь целей организации в целом. Очень важно, чтобы пла­ны производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции, соответствующее за­планированному объему продаж.
Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Планы включают конкретные пунк­ты: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, ка­ких людей и какое оборудование использовать; сколько сырья и матери­алов необходимо закупить; какие продажные цены установить; какой политики и каких ограничений следует придерживаться в будущем и т.д. Примерами такого рода информации могут служить максимальные сум­мы, которые могут быть потрачены на рекламу, техническое обслужива­ние, расходы администрации; ставки заработной платы и количество ра­бочего времени; необходимый уровень выпуска продукции.
Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ог­раничений.
СТИМУЛИРОВАНИЕ. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей к дости­жению целей их центров ответственности и, следовательно, целей всей организации. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от его центра ответственности.
Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если ме­неджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.
КОНТРОЛЬ. Бюджет представляет собой отчет о желаемых резуль­татах на момент его формирования. Тщательно подготовленный бюд­жет - наилучший стандарт. С ним сравнивают действительно достигну­тые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время его разработки.
До недавнего времени принято было сравнение текущих результа­тов с результатами за прошлый месяц или за аналогичный период преды­дущего года. В некоторых организациях такая практика до сих пор явля­ется основным методом сравнения. Но подобные «исторические стан­дарты» имеют существенные недостатки, ибо при сравнении с ними не учитываются изменения в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Сравнение фактических данных с бюджет­ными «водружает красный флаг», т.е. указывает области, куда следует направить внимание и необходимые действия.
Анализ отклонений между реальными результатами и данными бюджета позволяет:
• идентифицировать проблемную область, которая требует пер­воочередного внимания;
• выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
• показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени не­реалистичен.
ОЦЕНКА. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, слу­жат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года. В не­которых организациях премии менеджеров рассчитываются как опреде­ленный процент от положительного отклонения по его центру ответ­ственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фонда оп­латы труда).
ОБУЧЕНИЕ. Бюджет служит также средством обучения менедже­ров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятель­ности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответ­ственности с другими. Это особенно важно для лиц, назначенных на должности руководителей центров ответственности. Каждый человек, который имеет опыт разработки годового бюджета для своего дела, мо­жет оценить обучающую природу этого процесса.

4.4. Общий бюджет

Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов. Остановимся на каждом из них.
Основные составляющие общего финансового бюджета представ­лены на схеме (см. с. 92). Далее мы рассмотрим их подробно.

Оперативный бюджет

ОПЕРАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ. Этот бюджет называется текущим, пе­риодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производ­ства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюдже­тов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты расходов.
БЮДЖЕТ ПРОДАЖ. Прогноз объема продаж является отправной точкой и, вероятно, критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на осно­ве исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздейст­вие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построе­ны на информации, определенной в бюджете продаж.
БЮДЖЕТ РАСХОДОВ ПО ПРОДАЖЕ (КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ). В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбы­том продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших кон­тролеров, являются постоянными.
За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов не­сет ответственность отдел продаж.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. После установления планируемо­го объема продаж в натуральном выражении можно определить коли­чество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним либо он должен быть увеличен или уменьшен.
На основе информации о желаемом уровне запасов готовой про­дукции и количестве единиц продаж разрабатывают производственный график.
БЮДЖЕТ ЗАКУПКИ/ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ. Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подго­товлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.
В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для вы­полнения производственных планов. Использование материалов опре­деляется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материа­лов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки мате­риалов.
БЮДЖЕТ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ. Этот бюджет определяет необходи­мое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированно­го объема производства, получаемое умножением количества единиц продуктов или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе или в отдельном определяются затраты труда в денежном вы­ражении умножением необходимого рабочего времени на различные ча­совые ставки оплаты труда.
БЮДЖЕТ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ. Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых за­трат труда, которые должны быть понесены для выполнения производ­ственного плана в будущем периоде.
Этот бюджет имеет две цели:
• интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;
• аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычис­ления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.
БЮДЖЕТ ОБЩИХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ. Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с произ­водством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обес­печения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Ббльшую часть элементов этого бюд­жета составляют постоянные затраты.

Финансовый бюджет

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются пред­полагаемые источники финансовых средств и направления их использо­вания. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных за­трат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бух­галтерский баланс и отчет о финансовом положении.
БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. Определение направлений капи­тальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них явля­ется комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема со­стоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.
Все текущие бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж - первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прог­ноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе кото­рого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюд­жеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов.


Общий бюджет
В большинстве случаев планы общих и административных расхо­дов и капитальных вложений принимаются на высших уровнях управ­ления. Однако значительная часть такой информации может быть об­работана на уровне подразделений организации и включена в перио­дические бюджеты.
ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ. На основе подго­товленных периодических бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестои­мости реализованной продукции согласно данным бюджетов использо­вания материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и до­бавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и администра­тивных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.
ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ. Последним ша­гом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом, предполагая, что запланированная деятель­ность действительно будет иметь место. Как показано на схеме (см. с. 92), данные всех бюджетов используются для этих прогнозов. После подготовки сметы (бюджета) денежных средств, уже зная прог­нозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму ка­питальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский ба­ланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.
Именно на этом этапе руководство должно решить, принять пред­лагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части,
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА. Всю ответственность за исполнение бюд­жета несет директор по составлению бюджета. Успешность этого про­цесса определяют два важных момента.
1. Необходимо точное и правильное понимание действий и целей всеми ответственными лицами организации. Все, кто вовлечен в ее дея­тельность, должны знать, чего от них ожидают, и получить указания, как достичь поставленных целей.
2. Не менее важна поддержка и система поощрений со стороны высшего руководства. Как бы ни был сложен процесс составления бюд­жета, он успешен только в том случае, когда руководители среднего и нижнего уровней убеждены, что высшее руководство действительно за­интересовано в конечных результатах и будет поощрять за выполнение запланированных целей бюджета.

4.5. Смета (бюджет) денежных средств

Движение денежных средств - один из наиболее важных аспек­тов операционного цикла организации. В рамках подготовки общего бюджета смету (бюджет) денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убыт­ках уже завершены. Смета (бюджет) денежных средств (прогноз де­нежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формиро­вания общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидае­мое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положе­ние для каждого месяца, для которого ее разрабатывают. Таким образом, могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денеж­ных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обяза­тельствам. Вот почему необходимо тщательное планирование денежных средств.

Структура и задачи сметы (бюджета) денежных средств

Смета (бюджет) денежных средств состоит из двух частей:
1. Ожидаемые поступления средств.
2. Ожидаемые платежи.
Для определения ожидаемых поступлений средств за период ис­пользуют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит или за наличные, о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируют приток средств и из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные займы.
Суммы ожидаемых платежей берут из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку сметы (бюджета) денежных средств должен владеть информацией о том, какие затраты на материа­лы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги не­обходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу или возмож­на отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей организации. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других акти­вов, возврат займов и иных долгосрочных обязательств. Всю эту инфор­мацию следует собирать, чтобы подготовить правильную смету (бюджет) денежных средств.
Посредством сметы (бюджета) денежных средств достигаются две цели:
1. Показывается конечное сальдо на счете денежных средств, ко­торое необходимо для завершения прогнозного бухгалтерского ба­ланса.
2. Выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их не­хватки.
В первом случае видна роль этой сметы (бюджета) во всем цикле подготовки общего бюджета; во втором - ее значимость как инструмен­та управления финансовыми средствами, которое крайне важно в любом бизнесе. Без денег нет бизнеса.
Взаимоотношения между общим бюджетом и сметой (бюджетом) денежных средств показаны в таблице (см. с. 95).
Взаимосвязь общего бюджета и сметы (бюджета) денежных средств
Существуют и другие источники поступления денежных средств и возможных платежей. В следующей таблице представлены только наи­более общие виды денежных потоков и пример сметы (бюджета) денеж­ных средств.





Смета (бюджет) денежных средств компании ЛВС на 31 декабря 19Х1 г.
(ДЕ)
В этом примере компания ABC рассчитывает поступление денеж­ных средств в следующем году только от продажи товаров. Заметим, что 60% объема всех продаж осуществляется за наличный расчет, а 2% - не будет получено вовсе. Продажа в кредит составляет 35%, и эти сред­ства будут получены в следующем месяце. Эта необходимая информа­ция берется из бюджета продаж.
При подготовке сметы (бюджета) денежных средств необходимо концентрироваться на времени фактических поступлений или платежей средств, а не на времени исполнения хозяйственных операций. В каждой организации на основании прошлого опыта и суждения руководства о текущей ситуации определяют ожидаемый порядок (в процентном отно­шении) поступления денежных средств от продажи в кредит, преду­сматривается и возможное непоступление денег либо создание резер­ва по сомнительным долгам. Кроме того, необходимо учитывать политику платежей и выплат самой организации по приобретению мате­риальных ценностей, оплаты затрат труда и других расходов. Некоторые затраты, например многие виды коммерческих расходов, могут быть сделаны в кредит с оплатой через 30 дней и более, а в большинстве слу­чаев затраты на оплату труда по очевидным причинам не могут быть от­ложены на длительное время. Следует учитывать также, что некоторые статьи затрат, например амортизация, не требуют расхода денежных средств.

Трудности планирования объема продаж

Как уже отмечалось, подготовка бюджета продаж - отправная точка во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер дея­тельности организации.
Почти у всех организаций бюджет продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от них определяются нe столько про­изводственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируе­мых факторов, часто с большой долей неопределенности.
Перечислим некоторые из этих факторов:
• деятельность конкурентов;
• общее положение на национальном и мировом рынках;
• стабильность поставщиков и покупателей;
• результативность рекламы и средств содействия;
• циклические, сезонные и другие случайные колебания;
• политика ценообразования;
• рентабельность продукта.
Существуют две основные оценки, лежащие в основе бюджета продаж:
1. Статистический прогноз на основе математического анализа об­щеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производ­ства и т.п.
2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляю­щих и персонала отдела сбыта. В некоторых организациях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов, в других - региональные управляющие оценивают общие объемы продаж в целом по своему региону.
Обе оценки имеют достоинства и недостатки. Практика показыва­ет, что ббльшая часть крупных корпораций использует комбинацию этих оценок.
Многие компании прибегают к сложным методикам, например регрессионному анализу, анализу «выпуск/затраты» в экономической модели.

Резюме

В данном разделе планирование представлено как одна из важ­нейших функций управления, описаны два основных типа деятельности по планированию, которые являются частью процесса управленческого контроля. Первый - программирование - процесс принятия решений по основным принимаемым программам, он включает в себя разработку долгосрочных планов. Второй-это разработка смет (бюджетов)- процесс планирования деятельности всей организации на последую­щий период, обычно год. Освещены основные принципы и последова­тельность подготовки общего бюджета, цели и разработка сметы (бюджета) денежных средств, организация исполнения бюджетов и смет в системе управленческого контроля.                            
Организации составляют планы двух основных типов: 1) программ­ные, охватывающие несколько лет и включающие основные программы; 2) бюджетные, которые разрабатываются, как правило, на один по­следующий год. Бюджеты используются как средство подготовки и коор­динации планов, доведения этих планов до ответственных за их выпол­нение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими пока­зателями в целях контроля затрат и управления ими.
Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов - оперативного и финансового. От­правной точкой подготовки общего бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафикси­рованной в этом бюджете.
Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и рас­ходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогноз­ных финансовых отчетов

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

Данная хозяйственная ситуация рассматривается в разделе 5.

Приложение 2. Домашние упражнения

Задания
1. Компания подготовила бюджет денежных средств за ноябрь. Известна информация, касающаяся запасов товаров:
Определите все оценочные выплаты в ноябре по закупкам.
2. Есть следующая информация:
Определите оценочную сумму средств, которую необходимо занять. Мо­жет быть, она окажется достаточной для выплат займов и процентов.
3. Бюджет производства. Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на 19Х2 г.:
Прогноз продаж на январь 19Х3 г. - 50 000 дверей. Начальные запасы на 1 января 19Х2 г. составили 15 000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 15 000 шт., а максимальный - половине количества продаж следующего месяца Макси­мальная производительность составляет 65 000 дверей в месяц.
Подготовьте бюджет производства на 19Х2 г. с указанием количества две­рей, которое необходимо производить ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции 31 декабря 19Х2 г.?
4. Бюджет закупки/использования материалов.
Бюджет продаж на первые пять месяцев 19Х3 г. для одной произ­водственной линии компании «Артур» выглядит следующим образом:
Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На 1 января на складе было 2700 шт. этого вида продукции. На конец месяца незавершенного про­изводства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:
В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количест­ве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января 19Х3 г.
Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в I кв. 19Х3 г.
5. Бюджеты производства и затрат труда.
Компания «Сигма» производит и продает художественные рамки для свадебных и других фотографий по торжественным случаям. Контролер Андерсон отвечает за подготовку общего бюджета компании. В его распоряжении есть информация за 19Х5 г.:
Связанные с заработной платой затраты включают также: а) 25 ДЕ за 1 час - в Пенсионный фонд; б) 10 ДЕ за 1 час-компенсация страхования рабочих; в) 40 ДЕ за 1 час - медицинское страхование; г) налоги в фонд со­циального страхования.
Предполагается, что на 1 января 19Х5 г. ставки налога в фонд социаль­ного страхования равны 7% для предпринимателя и 6,5% для служащих. Все затраты, оплачиваемые компанией для служащих, рассматриваются как прямые трудозатраты.
В компании существует трудовой договор, который предусматривает увеличение часовой тарифной ставки до 9,00 ДЕ с 1 апреля 19Х5 г. Новые, более производительные станки установлены и будут полностью задейство­ваны с 1 марта 19Х5 г.
Компания «Сигма» рассчитывает к 31 декабря 19Х4 г. иметь на складе 16 000 рамок. Она придерживается такой политики, что запасы на конец ме­сяца должны быть равны 100% продаж следующего месяца плюс 50% про­даж следующего за ним месяца.
Подготовьте бюджет производства и бюджет затрат труда для компании «Сигма» за I кв. 19Х5 г. и на каждый месяц внутри него. Оба бюджета можно объединить в одной таблице. Бюджет трудовых затрат должен включать все элементы прямых затрат труда в часах и в денежном выражении.
6. Обобщающий бюджет. Известна следующая информация о положении дел в фирме:
Текущих обязательств на 30 сентября нет.
Объем продаж в кредит составляет 25% общего объема продаж (75% за наличные или через банк). Предполагается, что вся задолженность по про­дажам в кредит будет погашена в течение 30 дней со дня продажи. На 30 сентября на счетах к получению будет отражен результат от продажи в кредит за сентябрь (25% от 40 000 ДЕ).
Валовая прибыль составляет в среднем 30% объема продаж. Фирма рас­сматривает скидки по закупкам в отчете о прибылях и убытках как «другие расходы».
Расходы: заработная плата и жалованье служащих составляют в сред­нем 15% ежемесячных продаж; аренда помещений - 5%; все другие расхо­ды, за исключением амортизации, - 4%. Предполагается, что выплаты по всем этим расходам осуществлялись каждый месяц. Затраты на амортиза­цию составляют 1000 ДЕ ежемесячно.
Закупки: фирма поддерживает свои запасы на уровне не менее 30 000 ДЕ. Политика фирмы - закупать ежемесячно дополнительные запасы това­ров в количестве, необходимом для обеспечения объема продаж следующе­го месяца. Условия закупок: 2/10, n/30. Предполагается, что все платежи осу­ществляются в месяц закупки и используются все скидки.
Принадлежности: в октябре на них расходуется 600 ДЕ, в ноябре на эти цели выделяется 400 ДЕ.
Предполагается, что минимальное сальдо, поддерживаемое на счете «Денежные средства», должно составлять 8000 ДЕ. Предполагается также, что все займы делаются в начале месяца, а все выплаты - в конце месяца, определенного для возврата. Кредиты возвращаются, когда для этого на­коплены достаточные средства. Проценты выплачиваются только во время возврата основной суммы кредита. Процентная ставка-18% годовых. Ру­ководство фирмы не хочет занимать средств больше, чем это необходимо, и намеревается возвращать так скоро, как сможет.
Подготовьте бюджеты, приведенные ниже (заполните таблицы).
А. Бюджет ежемесячных поступлений денежных средств:
Б. Объем закупок составляет 70% от объема продаж следующего месяца. Бюджет ежемесячных выплат по закупкам:
В. Бюджет ежемесячных операционных (текущих) расходов:
Г. Бюджет общих ежемесячных выплат:

Д. Бюджет поступлений и выплат денежных средств:
Е. Предполагается, что сумма займа должна быть кратна 1000 ДЕ. Финансовые потребности:
Ж. Составьте прогнозный отчет о прибылях и убытках за IV кв. и прогноз­ный бухгалтерский баланс на 31 декабря.
3. В этой задаче были допущены определенные упрощения. Какие ус­ложняющие факторы встречаются в реальном бизнесе?

Приложение 3. Вопросы для самопроверки

1. Какой текущий бюджет является отправной точкой в процессе разра­ботки общего бюджета?
а) бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов); б) бюджет продаж; в) бюджет производства; г) бюджет закупки/использования мате­риалов.
2. Какой текущий бюджет должен быть подготовлен, чтобы можно было оценить количество материалов, которое необходимо закупить:
а) бюджет коммерческих расходов; б) бюджет продаж; в) бюджет произ­водства; г) бюджет закупки/использования материалов.
3. Детализированная схема предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых материальных затрат и прямых затрат труда, которые должны иметь место для выполнения плана производства в будущем перио­де, есть:
а) бюджет общепроизводственных расходов; б) общий бюджет; в) бюд­жет капитальных затрат; г) бюджет общих и административных расходов.
4. Бюджет денежных средств должен быть подготовлен до того, как один из следующих документов может быть разработан:
а) прогнозный отчет о прибылях и убытках; б) бюджет капитальных за­трат; в) бюджет продаж; г) прогнозный отчет о финансовом положении (бух­галтерский баланс).
5. Из бюджета продаж корпорации следует, что в октябре рассчитывают продать 12 500 ед. продукта А и 33100 ед. продукта В. Продажная цена про­дукта А составляет 22,4 ДЕ, а продукта В - 32 ДЕ. Отдел продаж получает 6% комиссионных от продажи продукта А и 8% - от продажи продукта В.
Сколько комиссионных планируется в бюджете получить от продажи за месяц?
а) 106 276 ДЕ; б) 101 536 ДЕ; в) 84 736 ДЕ; г) 92 436 ДЕ.
6. Компания продала товары на сумму 134 000 ДЕ в июле; на сумму 226 000 ДЕ в августе и на сумму 188 000 ДЕ в сентябре. Из опыта поступле­ния денег за проданные товары известно, что 60% средств от продаж в кре­дит поступает на следующий месяц после продажи; 36% - во втором меся­це, 4% - не будет получено совсем.
Сколько денег получено от продаж в кредит в сентябре?
а) 183 840 ДЕ; б)194160ДЕ; в) 226 000 ДЕ; г) 188 000 ДЕ.
7. Что является наилучшей основой для оценки результатов деятельно­сти за месяц?
а) ожидаемое выполнение за месяц (бюджетное); б) фактическое выпол­нение за тот же месяц в предыдущем году; в) фактическое выполнение за предыдущий месяц.
8. Правильны ли следующие утверждения?
а) наиболее эффективный способ прогнозирования объема продаж - использование данных о продажах в прошлом году с добавлением скромно оцененного увеличения (да; нет); б) наиболее общим ограничением бюджет­ного объема операций является производственная мощность (да; нет).
9. В процессе подготовки оперативного бюджета последним шагом обычно является подготовка прогнозного:
а) отчета о прибылях и убытках; б) бухгалтерского баланса; в) отчета о движении денежных средств; г) ни одного из названных выше.
10. Количество материалов, которое необходимо закупить, будет равно бюджетному количеству использованных материалов:
а) плюс запланированные конечные запасы материалов и минус началь­ные их запасы; б) плюс начальные запасы материалов и минус запланированные конечные их запасы; в) оба вышеназванных утверждения справед­ливы; г) ни одно из них не верно.
11. Компания имеет начальные запасы определенного товара 20 000 ед. В конце бюджетного периода она планирует конечные запасы 14 500 ед. это­го товара и произвести 59 000 ед.
Планируемый объем продаж составляет:
а) 53 500 ед.; б) 64 500 ед.; в) 59 000 ед.; г) ни одно из перечисленных количеств.
12. Фабрика желает сократить свои запасы определенного вида основ­ных материалов на 40%. Запасы этого вида материалов в начале бюджетно­го периода составляют 120 000 галлонов. Фабрика планирует произвести 84 000 ед. продукта. На каждую единицу требуется 2,5 галлона основных ма­териалов данного вида.
Сколько этих материалов необходимо закупить в течение бюджетного периода?
а) 138 000 галлонов; б) 258 галлонов; в) 6400 галлонов; г) ни один из перечисленных ответов не верен.
13. Корпорация начала свою деятельность в 19Х0 г. Доступна следую­щая информация:
Все товары продавались по цене, которая на 40% выше затрат на их при­обретение. Предполагается, что все продажи осуществляются в кредит, а все деньги будут получены.
Какое сальдо будет на счете «Счета к получению» на 31 декабря 19Х0 г.:
а) 50 000 ДЕ; б) 192 000 ДЕ; в) 250 000 ДЕ; г) 290 000 ДЕ.
14. В течение бюджетного периода производственная компания рассчиты­вает продать продукции в кредит на сумму 219 000 ДЕ и получить 143 500 ДБ. Предполагается, что других поступлений денежных средств не ожидается, об­щая сумма платежей в бюджетном периоде составит 179 000 ДЕ, а сальдо на счете «Денежные средства» должно равняться минимум 10 000 ДЕ.
Какую сумму необходимо дополнительно привлечь в бюджетном периоде?
а) 45-500 ДЕ; б) 44 500 ДЕ; в) 24 500 ДЕ; г) ни один из перечисленных ответов не верен.


© 2006 "Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета". Все права защищены, по всем вопросам
обращаться к