Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета
A Вступление
B Глава 1 Сущность и организация управленческого учета
C Глава 2 Классификация и поведение затрат
D Глава 3 Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
E Глава 4 Планирование
F Глава 5 Нормативный учет и анализ отклонений
G Глава 6 Управленческие решения
H Глава 7 Анализ эффективности и деятельности организации
I Глава 8 Хозяйственный механизм коммерческой организации
J Глава 9 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
K Глава 10 Система комплексного анализа деятельности предприятия
L Глава 11 Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
M Глава 12 Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
N Глава 13 Принятие ценовых решений
O Глава 14 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
P Глава 15 Принятие управленческих решений в оперативном управлении
Q Глава 16 Модели линейного программирования в управленческом учете
R Глава 17 Стратегическое планирование и управленческий контроль
S Глава 18 Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
T Глава 19 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
U Глава 20 Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике



2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЗАТРАТ

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции - один из важнейших разделов управленческого учета. Именно себестои­мость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, например:
• выпуск какой продукции продолжать или прекратить;
• производить или покупать комплектующие изделия;
• какую установить цену на продукцию;
• покупать ли новое оборудование;
• менять ли технологию и организацию производства.
Планирование и контроль цен на продукцию, операционных (текущих) затрат, определение величины предполагаемой прибыли очень важны для любых организаций. Но прежде чем анализировать до­стигнутые результаты или составлять планы на будущие периоды, необ­ходимо понять классификацию затрат, процесс формирования себестоимости продукции.
В данном разделе подробно рассмотрены основные учетные тер­мины, классификация затрат; определены понятия прямых и постоян­ных, переменных и косвенных затрат, основных затрат и накладных рас­ходов; особое внимание уделено поведению затрат, т.е. тому, как они изменяются при изменении уровня деловой активности.
Анализ соотношения прибыли и объема продукции (затрат и объема производства) привлекает внимание людей, изучающих ме­неджмент. Он позволяет понять цели планирования, служит основой для принятия краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.

2.1. Характеристика и классификация затрат

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги. Большое значе­ние для правильной организации учета затрат имеет научно обоснован­ная их классификация.
Классификация затрат в зависимости от группировочных признаков

Основные затраты и накладные расходы

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслужи­ванием производства и управлением им.

Переменные затраты

Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства (уровня деловой ак­тивности), но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянны­ми. Примеры таких затрат - затраты сырья и основных материалов, за­работная плата основных производственных рабочих. Так, чем больше произведено на швейной фабрике костюмов, тем больше количество затраченных материалов и заработная плата швей-мотористок, а расход материалов на один костюм, тарифные ставки и нормы затрат времени на данный момент - величины постоянные.

Постоянные затраты

Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, относительно постоянны, но рассчитанные на единицу, зависят от изменения уровня производства. Если швейная фабрика для реализации своей продукции арендует небольшой магазин, то ежемесячная арендная плата за него - величина постоянная, а сум­ма арендной платы, приходящейся на один проданный костюм, есть ве­личина переменная, которая будет тем меньше, чем больше продано ко­стюмов.
Изменения переменных и постоянных затрат в зависимости от из­менения объема производства (количества единиц выпускаемой продук­ции, рассчитанных на весь объем производства (суммарные затраты) и на единицу продукции) представлены на графиках.

Полупеременные затраты

Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные.
Полупеременные затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму або­нентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и дли­тельности междугородных и международных телефонных разговоров.

Другие виды затрат

Кроме рассмотренных выше, в западном бухгалтерском учете раз­личают следующие виды затрат.
Смешанные затраты - затраты, которые возникают в результа­те учета на одном счете более чем одного вида затрат, как переменных, так и постоянных. Примером смешанных затрат может служить счет за­трат на ремонт и эксплуатацию оборудования.
Альтернативные затраты - величина, которая теряется или при­носится в жертву, когда в условиях ограниченных ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого. Например, ауди­тор-консультант, работая в фирме, получает заработную плату 75 ДЕ за час работы. Но четыре часа в неделю он работает в общественной орга­низации, бесплатно давая консультации. Альтернативные затраты равны 300 ДЕ (75 • 4). Альтернативные затраты в бухгалтерских документах не отражаются.
Необратимые затраты - затраты, которые уже были произведе­ны и не могут быть изменены, какое бы в настоящее время решение ни было принято (например, балансовая стоимость оборудования или сум­ма накопленного износа).
Вмененные затраты - затраты, которые признаются в отдель­ных ситуациях, а в бухгалтерском учете обычно не признаются.
Вмененные затраты позволяют лучше отразить в учете реальные ситуации.
Примеры переменных, постоянных и полупеременных затрат
Зависимость величин затрат от изменений уровня деловой актив­ности характеризует поведение затрат.

2.2. Производственные мощности

Поскольку переменные затраты увеличиваются (уменьшаются) в прямой пропорции к объему выпуска, для организации очень важно знать производственные мощности.
Производственные мощности - верхний предел объема произ­водства организации при данном реально существующем объеме произ­водственных ресурсов. Другими словами, это объем производства про­дукции, который организация может выполнить в данный период.
Производственная мощность может выражаться различными спо­собами: общая (суммарная) величина человеко-часов, машино-часов или количество единиц продукции.
При увеличении объема производства (деятельности) сверх произ­водственной мощности могут потребоваться дополнительные производ­ственные площади (здания), оборудование, персонал. При характерис­тике поведения затрат мы предполагаем производственные мощности постоянными, поскольку поведение затрат может измениться при изме­нении производственных мощностей.
Различают три вида производственных мощностей: теоретическая (или идеальная), практическая и нормальная.

Теоретическая мощность

Теоретическая мощность - максимальный выпуск продукции, которого может достичь подразделение или организация в целом, если все машины и оборудование будут функционировать в оптимальном ре­жиме без простоев; необходима для определения максимально возмож­ных уровней производства.

Практическая мощность

Практическая мощность - теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев (простоев машин, оборудования для замены инструмента, ремонта, обслуживания, перерывов для рабочих). Практическая мощность, как и теоретическая, редко используется орга­низациями.
Эти величины включают избыточную мощность, которая пред­ставляет собой дополнительное оборудование, применяемое только при ремонте основного оборудования или при оживлении рыночной конъюнктуры. Вследствие этого организации чаще ориентируются на нормальную мощность.

Нормальная мощность

Нормальная мощность - среднегодовой уровень производ­ственной мощности, необходимый для удовлетворения потребностей ожидаемых продаж. Эта величина уточняется сезонными колебаниями деловой активности.
Нормальная мощность - это реальная мера объема продукции, которую организация, вероятно, произведет, а не объем, который может производить.
При исследовании поведения затрат мы будем исходить именно из нормальной производственной мощности организации.

2.3. Линейная зависимость и релевантные уровни

Традиционное определение переменных затрат предполагает ли­нейную зависимость между затратами и объемом. Если на пошив одно­го костюма используется ткань стоимостью 2,5 тыс. ДЕ, то на пошив 10 костюмов потребуется ткани в 10 раз больше.
Такая линейная зависимость показана на графике.
Однако большая часть затрат не находится в линейной зависимо­сти от производственной мощности. Например, мы закупаем для швей­ной фабрики ткани и платим фиксированную цену за один метр, но при большом объеме закупок поставщик может предоставить значительные скидки, и в этом случае стоимость закупленных тканей не находится в прямо пропорциональной зависимости от количества метров купленной ткани.
Представим примеры такой зависимости:
                                 Часы использования компьютера           Человеко-часы
Переменные затраты с линейной зависимостью легко анализиро­вать и прогнозировать при планировании и контроле затрат. Нелиней­ные затраты трудно планировать, но их также необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Метод линейной аппроксима­ции позволяет превратить переменные затраты с нелинейными зависи­мостями в линейные. Для этого метода используют понятие реле­вантных уровней.
Релевантные уровни - те уровни деловой активности (объема производства), с которыми организация скорее всего предполагает ра­ботать, обычно это нормальная производственная мощность. В преде­лах этого релевантного уровня многие нелинейные затраты могут быть аппроксимированы линейной зависимостью (см. график на с. 33). Эти оценочные затраты можно интерпретировать как часть переменных за­трат с линейной зависимостью.
Постоянные затраты в своем поведении отличаются от перемен­ных. Постоянные затраты остаются неизменными внутри релевантного уровня объема производства. Но если рассматривать очень длительный период, то все затраты имеют тенденцию к изменениям - росту или уменьшению.

Линейная аппроксимация и релевантный уровень
                                          Затраты
Изменения производственных мощностей, оборудования, трудо­вых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличе­нию или уменьшению постоянных затрат. Например, если мы решили расширить производство и вводим в эксплуатацию новый цех с новым дополнительным оборудованием, то увеличатся такие постоянные за­траты, как расходы на страховку имущества, или расходы на амортиза­цию оборудования, или налог на имущество.
Значит, затраты являются постоянными для определенного реле­вантного уровня и только внутри ограниченного промежутка времени. Для целей планирования и управления используют годовой отрезок вре­мени. Ожидается, что внутри этого периода постоянные затраты остают­ся неизменными. Однако они могут измениться за пределами релевант­ного уровня.
Постоянные общепроизводственные затраты
                            Постоянные общепроизводственные затраты
Многие затраты являются полупеременными, т.е. ведут себя и как постоянные (одна компонента), и как переменные (другая компонента). В целях планирования и контроля полупеременные и смешанные затраты следует разделить на переменные и постоянные компоненты. Для этого используют метод разделения затрат «высокий - низкий». Этот метод позволяет идентифицировать линейную зависимость между уровнем дея­тельности и затратами, анализируя наибольший и наименьший объемы за период и связанные с ними затраты. Изменения в затратах между этими двумя уровнями делят на изменения в объеме и таким образом определя­ют переменную компоненту полупеременных затрат.

Пример. Предположим, мы имеем следующие данные:
Определим переменную компоненту:
переменные затраты на 1 машино-ч = 1100; 400 = 2,75.
Теперь рассчитаем постоянную компоненту, вычитая из общей суммы затрат за период произведение времени в машино-часах за период на став­ку переменных затрат:
постоянные затраты: за декабрь: 24 700 - (6450 • 2,75) = 6962,50 (ДЕ);
                                    за август: 23 600 - (6050 • 2,75) = 6962,50 (ДЕ).
Разделим общие затраты за год на переменную и постоянную компо­ненты:
Таким образом, линейная зависимость для данных нашего примера бу­дет выражаться уравнением:
затраты за месяц = 6 962,50 + 2,75 на 1 машино-ч.

2.4. Элементы производственных затрат

Затраты отражают, сколько и каких ресурсов использовано, и эти затраты всегда соотносятся с конкретными задачами и цепями. Такими задачами могут быть производство продукта, функционирование отде­ла, оказание услуг, для которых желательно определить величину ис­пользованных ресурсов в денежном выражении. Например, швейная фабрика изготавливает джинсы различных моделей и из разных матери­алов. Естественно, для различных моделей используется неодинаковое количество ресурсов: одни шьются из более дорогих тканей, другие тре­буют больших трудовых затрат из-за сложности фасонов. Таким обра­зом, затраты на производство джинсов могут значительно различаться. Но менеджеру для принятия решений, например, о возможной цене про­дажи или об объеме производства необходимо знать затраты на кон­кретный вид продукции.
Некоторые затраты можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид продукции или партию продукции. Это прямые затраты.
Другие затраты нельзя прямо, непосредственно и экономично от­нести на конкретную продукцию. Это непрямые, или косвенные, расхо­ды. Их распределяют по изделиям согласно выбранной методике. Мето­ды распределения рассмотрены ниже.
К прямым затратам относятся прямые материальные и прямые за­траты на оплату труда.

Прямые материальные затраты

В прямые материальные затраты включаются затраты сырья и основных материалов. Прямые материальные затраты - это матери­алы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость прямо и экономично, без особых затрат относят на определенное изделие. Ве­личину прямых материальных затрат нельзя рассчитать умножением ко­личества материалов, которое должно быть использовано на производ­ство конкретного вида продукции, на цену единицы материалов. В некоторых случаях затраты на то, чтобы исчислить стоимость матери­алов, относящуюся к определенному изделию, оказываются слишком велики. Эти материалы учитываются как вспомогательные, и их затраты относят к непрямым материальным затратам. Затраты на вспомога­тельные материалы включаются в общепроизводственные расходы.
Продолжим рассмотрение примера швейной фабрики. Затраты материала (ткани), из которого шьют джинсы, - это прямые материаль­ные затраты. Затраты ниток, молний, пуговиц, кнопок можно подсчитать относительно конкретного вида изделия (модели и размера), но затраты на создание такой системы учета во много раз превзойдут стоимость вспомогательных материалов, поэтому их предпочитают учитывать как непрямые материальные затраты.
Каждая организация исходя из специфики производственного про­цесса самостоятельно решает, какие материалы относить к основным и рассматривать как прямые затраты, а какие - к вспомогательным и включать в состав общепроизводственных расходов. Так, если в качест­ве отделочного материала используют золото, то его стоимость слишком велика, чтобы относить ее к общепроизводственным расходам, поэтому она учитывается непосредственно в составе прямых материальных за­трат по каждому виду продукции.

Прямые трудовые затраты

Прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо, непосредственно и эко­номично отнести на определенный вид готовых изделий. Это заработная плата операторов машин и других рабочих, занятых непосредственным изготовлением изделий. Однако с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, вспомогательный персонал. Их заработ­ная плата входит в состав производственных затрат. Но эти затраты на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, они называются косвенными (непрямыми) трудовы­ми затратами. Такие расходы, подобно косвенным (непрямым) матери­альным затратам, рассматриваются как часть общепроизводственных расходов.
Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные в боль­шой степени зависит от конкретных ситуаций. Если в организации про­изводится один продукт, то заработная плата не только производствен­ных рабочих, но и управленческого персонала может быть классифици­рована как прямые затраты.
Дискуссии возникают в связи с такими расходами, как дополни­тельная заработная плата за время обучения, отпуска, простоев, оплата за сверхурочную работу. Обычно эти расходы классифицируются как косвенные.
Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются переменными, их величина изменяется прямо пропорциональ­но объёму производства.

Общепроизводственные расходы

Общепроизводственные расходы включают все косвенные (не­прямые) расходы. Это затраты, связанные с производством, но которые нельзя Прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретные виды готовых изделий. Их также называют косвенными производствен­ными расходами. Общепроизводственные расходы распределяют по ви­дам продукции пропорционально выбранной базе. Конкретные методы распределения подробно рассмотрены дальше.
Основные виды общепроизводственных расходов:
• вспомогательные материалы и комплектующие детали;
• косвенные расходы на оплату труда;
• другие косвенные общепроизводственные расходы: содержа­ние зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоги из недвижимость, страхование имущества, пенсионные затраты, коммунальные услуги, арендная плата, амортизационные отчисления на здания, оборудование, нематериальные активы.
Часть таких общепроизводственных расходов, как затраты вспо­могательных материалов, на электроэнергию, инструменты, изменяются прямо пропорционально объему производства и являются переменными производными затратами. Другие общепроизводственные расхо­ды постоянными, например страховые взносы, арендная плата, амортиза­ционный отчисления на оборудование, или полупеременные, например плата за телефон, коммунальные услуги.

2.5. Себестоимость продукции и расходы отчетного периода

В практике западного учета все затраты подразделяют на затраты, формирующие производственную себестоимость продукции, и периоди­ческие расходы.
Прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда и общепроизводственные расходы составляют производственные затра­ты за период или на серию продукции (см. схему на с. 38). Эти производственные затраты относятся к законченной за период и переданной на склад готовой продукции, они формируют производственную себестоимость готовой продукции, а также к незавершенному производству, т.е. к изделиям, начатым, но не законченным за данный период. Себе­стоимость производства единицы продукции рассчитывают делением производственной себестоимости готовой продукции на количество про­изведенной продукции.
Определение затрат на продукт
Расходы отчетного периода - текущие расходы, которые нельзя проинвентаризовать. Они скорее относятся к периоду, а не к определенно­му объему производства и связаны не с производственным процессом, а с получением в течение периода услуг. Их не учитывают при определении себестоимости производства единицы продукции. В качестве примера расходов отчетного периода можно привести коммерческие расходы, свя­занные с реализацией готовой продукции, и административно-управлен­ческие расходы.
Расходы отчетного периода отражаются при расчете прибыли от основной деятельности в отчете о прибылях и убытках. Формула исчи­сления показателей прибыли будет такой:
выручка от реализации - производственная себестоимость реализованной продукции = валовая прибыль;
валовая прибыль - коммерческие и административные расходы = прибыль от основной деятельности (операционная прибыль).
В некоторых случаях при рассмотрении затрат и определении се­бестоимости единицы продукции прямые трудовые затраты объединяют с общепроизводственными расходами, образуя группу добавленных затрат (затрат на обработку).
Определение полной себестоимости продукции
2.6. Анализ «затраты - объем - прибыль»

При планировании производственной деятельности часто исполь­зуют анализ «затраты - объем - прибыль». Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как ба­лансовую, так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты - объем - прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.
Анализ «затраты - объем - прибыль» - анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого пла­нирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использо­вать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планиро­вания и оценки альтернативных решений.
Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» легко выразить гра­фически или формулами. График показывает взаимосвязь выручки (до­ходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков). Здесь это фикси­рованные взаимосвязи. Если цена единицы продукции, затраты, производительность или другие условия изменятся, то модель следует пересмотреть.
Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль»
Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой
выручка от реализации = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.                                                   
              (ВР)                                   (ПЗ)                                (ФЗ)                      (П)

Анализ величин в критической точке

Анализ величин в критической точке основан на взаимосвязи «за­траты - объем - прибыль», и очень часто такой анализ называют ана­лизом величин в критической точке. Как показано на графике, крити­ческая точка - это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким образом, кри­тической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.
Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализа­ции становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения критической точки:
ВР=ПЗ+ФЗ.

Пример. Нахождение критической точки.
Компания выпускает столы. Переменные затраты составляют 50 ДЕ на единицу, постоянные затраты - 20 000 ДЕ за год. Продажная цена - 90 ДЕ за единицу. Используя эту информацию и обозначив через Х объем единиц продаж, мы можем написать уравнение
90Х=50Х+20000;
40Х=20000;
Х=500,
или в ДЕ:
90.500=45000.
Можно сделать грубую оценку величин в критической точке, построив график для рассматриваемой компании. Критическая точка на графике лежит на пересечении линий суммарных затрат и суммарных доходов (выручки) от реализации, в этой точке выручка равна затратам.

Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль»
В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие мо­дели базируются на определенных допущениях, условностях. Анализ в ус­ловиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют отве­тить на вопрос: что будет, если?
При анализе чувствительности можно, например, получить ответ на во­просы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются от запланированных? какая будет прибыль, если удельные переменные затраты вырастут на 10%?
Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией, определяется разницей меж­ду выручкой от реализации продукции и суммарными затратами (область прибыли на графике из нашего примера).
Каждая организация стремится максимизировать прибыль, но невоз­можно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению плате­жеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что при­ведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально воз­можную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реали­зации (см. пример) ввести кривую спроса:

Оптимальная цена
Точка оптимальной цены продажи продукции определяет объем произ­водства, позволяющий организации получать максимальную прибыль. В дан­ном примере это объем, равный 700 ед. продукции.

Маржинальная прибыль

Более простой метод определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль - превы­шение выручки от реализации над всеми переменными затратами, свя­занными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль - это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:
МП=ВР-ПЗ,

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину прибыли:
П=МП-ФЗ.
Маржинальная прибыль за вычетом постоянных затрат = прибыль
Критическая точка (КТ) может быть определена как точка, в кото­рой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение для критической точки в единицах продукции будет следую­щее:
(МП на единицу · КТ в единицах) - ФЗ = 0.
Преобразуя это уравнение, мы получим следующие равенства:
1. МП на единицу • КТ в единицах = ФЗ.
2. МП на единицу • КТ в единицах: МП на единицу = ФЗ: МП на еди­ницу.
3. КТ в единицах = ФЗ: МП на единицу.
Для нашего примера:
КТ в единицах = 20 000: (90 - 50) = 20 000:40 = 500.

Планирование прибыли

Анализ величин в критической точке с поправкой на фактор при­были может быть использован как основа для оценки прибыльности дея­тельности организации. Бухгалтер может для различных альтернатив­ных планов производства рассчитать соответствующую величину возможной прибыли.
Для иллюстрации использования анализа величин в критической точке при планировании прибыли рассмотрим пример.

Пример. Компания желает получить в следующем году прибыль 10 000 ДЕ. Переменные затраты составляют 50 ДЕ за единицу; постоянные - 20 000 ДЕ в год; продажная цена - 90 ДЕ за единицу.
Каков должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли?
ВР=ПЗ+ФЗ+П,
или
90Х=50Х+20000+10000;
40Х=30000;
Х=750(ед.).
Проверим наши вычисления, подставив все данные в уравнение:
ВР=ПЗ+ФЗ+П,
или
(750.90) - (750 • 50) - 20 000 = = 67 500 - 37 500 - 20 000 = 10 000 (ДЕ).
Категория маржинальной прибыли также может быть использована для планирования прибыли. Чтобы сделать это, мы добавим прибыль в числи­тель уравнения для критической точки:
целевой объем продаж в единицах = (ФЗ + П): МП на единицу.
Для нашего примера:
целевой объем продаж в единицах = (20 000 +10 000). (90 - 50) = =30000:40=750(ед).
Для того чтобы определить целевой объем продаж в ДЕ, нужно разде­лить постоянные затраты плюс прибыль на процент маржинального дохода. Процент маржинального дохода рассчитывается делением маржинального дохода на единицу на продажную цену единицы продукции.
Для нашего примера:
МП (%) = 40 ДЕ: 90 ДЕ = 0,44444 = 44,444 (%).
Целевой объем продаж = (ФЗ + П): МП (%) = 30 000:0,44444= =67501(ДЕ).

Допущения анализа «затраты - объем - прибыль»

Анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» и анализ величин в критической точке могут быть полезны и дать точные све­дения, если выполняются предположения (допущения), лежащие в их основе.
Перечислим эти допущения:
1. Поведение постоянных и переменных затрат можно измерить точно.
2. Затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства.
3. Производительность внутри релевантного уровня активности не меняется.
4. Переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования.
5. Структура продукции не меняется в течение планового периода.
6. Объем продаж и объем производства приблизительно равны.
Если одно (или более) из данных допущений отсутствует, приме­нение анализа «затраты - объем - прибыль» может привести к ошиб­кам.

Резюме

Изложенный материал представляет собой краткое введение в учет затрат. Рассмотрена основная классификация затрат: переменные и постоянные, прямые и косвенные расходы. Определены основные ста­тьи затрат: прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, общепроизводственные расходы. Исследовано поведение затрат в зави­симости от уровня деловой активности.
На исследовании зависимости затрат и объема производства ба­зируется анализ «затраты - объем - прибыль», который оказывает су­щественную помощь в принятии управленческих решений в области це­нообразования, планирования прибыли. Такой анализ позволяет устанавливать критическую точку объема производства, при превыше­нии которой организация начинает зарабатывать прибыль. Следует пом­нить, что в основе анализа лежат определенные допущения, и нужно не­пременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то изменится и поведение затрат. Игнорирование до­пущений анализа «затраты - объем - прибыль» может привести к не­обоснованным решениям и прочим негативным явлениям.

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

Анализ величин в критической точке
Компания хочет начать производство новой продукции, которая может изготавливаться или капиталоемким, или трудоемким способом, что не влияет на качество продукции.
Имеются следующие данные о производственных затратах по этим спо­собам:
Отдел исследования рынка предлагает установить цену реализации 30 ДЕ за единицу. Предполагают; что коммерческие расходы за год составят 500 000 ДЕ + 2 ДЕ на каждую реализованную единицу независимо от способа производства.
А. Рассчитайте количество единиц реализации продукции за год в кри­тической точке (точке безубыточности), если компания использует:
а) капиталоемкий способ производства;
б) трудоемкий способ производства.
Б. Определите объем (количество единиц) реализации продукции за год, при котором для компании не было бы различий в способах производства.
В. Менеджер компании хочет определить, какой способ производства использовать. Объясните обстоятельства, при которых компания использо­вала бы каждый из этих способов.
Г. Определите производственные факторы, которые компания должна учитывать при выборе капиталоемкого или трудоемкого способа производ­ства.

Приложение 2. Домашние упражнения

Задания
1. Подготовьте таблицу себестоимости произведенной продукции для компании «Кансеко» по следующим данным:
2. Заполните места, где стоит знак х, в расчете валовой прибыли (от реа­лизации):
3. Малое предприятие производит металлические полозья. Затраты предприятия - в 19Х1 г. (в ДЕ) следующие (П - переменные затраты, Ф - постоянные затраты):
Переменные производственные затраты являются таковыми относи­тельно количества произведенной продукции. Переменные коммерческие расходы - переменные относительно количества проданной продукции.
Объем производства в 19Х1 г. был 100 000 ед. Два фунта основных мате­риалов использовано для производства единицы готовой продукции. В 19Х1 г. было продано продукции на 436 800 ДЕ. Цена на продукцию и по­купная цена на основные материалы не изменялись в течение года. Готовая продукция на конец года оценивалась по средней себестоимости единицы произведенной продукции за 19Х1 г. На 31 декабря 19Х1 г. готовая продук­ция составила 20 970 ДЕ.
А. Определите общие затраты на основные материалы на 31 декабря 19Х1 г.
Б. Вычислите общее количество единиц готовой продукции на 31 декаб­ря 19Х1 г.
В. Установите цену продажи единицы продукции.
Г. Рассчитайте прибыль от основной деятельности.
4. Компания «Шапиро» производит и продает ручки. Переменные затра­ты - 3 ДЕ на каждую ручку; постоянные затраты - F. Компания может про­давать 600 000 ручек по 5 ДЕ и иметь от этого прибыль 200 000 ДЕ, или про­давать 350 000 ручек по 6 ДЕ, или 200 000 ручек по 4 ДЕ каждая.
Какую альтернативу выберет компания?
5. Компания «Мартелл» недавно вышла на рынок, где очень высока кон­куренция. Менеджер предпринимает усилия, чтобы завоевать часть рынка. Цена на продаваемую им продукцию - 5 ДЕ за единицу, что намного ниже цен большинства конкурентов. Переменные затраты компании составили 4,50 ДЕ на одно изделие, а постоянные затраты за год были 600 000 ДЕ.
А. Предположим, что компания смогла продать 1 000 000 изделий за год. Какова прибыль (убытки) за год?
Б. Менеджер добился успеха в завоевании положения на рынке. Какую цену на продукцию надо установить, чтобы прибыль составила 30 000 ДЕ? Предполагается, что переменные и постоянные затраты не изменились, а уровень производства не может превышать объема производства в первом году.
6. Компания производит музыкальные инструменты, в том числе органы. Модель органа Д-14 очень перспективна и имеет большой потенциальный рынок. Есть смета затрат по модели Д-14 на 19Х4 г.:
А. Определите критическую точку для 19Х4 г.
Б. Компания продала 65 органов в 19Х4 г. Сколько прибыли она получи­ла?
В. Менеджер компании составляет план на следующий 19Х5 г., ему необ­ходимо:
а) рассчитать количество органов, которое компания должна продать, чтобы получить прибыль 95 400 ДЕ. Предполагается, что цена продажи и за­траты остаются неизменными;
б) рассчитать прибыль, если компания увеличит объем продаж на 20%, а цена продажи одного органа уменьшится на 500 ДЕ;
в) определить критическую точку, если затраты на рекламу увеличатся на 47 700 ДЕ;
г) если переменные затраты на единицу уменьшатся на 10%, определите количество органов, которое компания должна продать, чтобы получить при­быль 125 000 ДЕ.
Все варианты для плана 19Х5 г. рассматривать независимо.

Приложение 3. Вопросы для самопроверки

1. Когда объектом калькулирования затрат является отдел рекламы, за­работная плата управляющего отделом будет классифицирована как:
а) переменные и прямые затраты; б) переменные и косвенные (непря­мые) затраты; в) постоянные и прямые затраты; г) постоянные и косвенные (непрямые) затраты.
2. Внутри области релевантности переменные затраты на единицу:
а) различны при каждом объеме производства; б) постоянны при различ­ных объемах производства; в) увеличиваются пропорционально увеличе­нию объема производства; г) уменьшаются при уменьшении объема произ­водства.
3. Компания планирует себестоимость реализованной продукции 2 000 000 ДЕ, в том числе постоянные затраты - 400 000 ДЕ и перемен­ные - 75% от чистой реализации.
Какой планируется объем чистой реализации:
а) 160 000 ДЕ в сумме; б) 600 ДЕ на единицу; в) 400 ДЕ на единицу; г) ни один из перечисленных.
4. Для производственной компании примером затрат на период будет:
а) амортизация заводского оборудования; б) заработная плата работни­ков отдела реализации; в) заработная плата операторов машин; г) страховка заводского оборудования.
5. Компания имеет на 19Х2 г. следующие остатки на счетах:
Себестоимость произведенной продукции в 19Х2 г. была:
а) 921 000 ДЕ; б) 956 000 ДЕ; в) 966 000 ДЕ; г) 979 000 ДЕ.
6. По данным предыдущего вопроса себестоимость реализованной про­дукции в 19Х2 г. была:
а) 921 000 ДЕ; б) 956 000 ДЕ; в) 966 000 ДЕ; г) 979 000 ДЕ.
7. При планировании своей деятельности на 19Х1 г. исходя из предпо­лагаемого объема продаж 6 000 000 ДЕ компания подготовила следующие данные:
                                                                                                                                (ДЕ)
Какова будет критическая точка:
а) 2 250 000 ДЕ; б) 4 000 000 ДЕ; в) 3 500 000 ДЕ; г) 5 300 000 ДЕ.
8. Компания планирует продать 200 000 ед. продукции В. Постоянные за­траты 400 000 ДЕ; переменные затраты 60% от цены продажи. Для того что­бы иметь операционную прибыль 100 000 ДЕ, цену продажи единицы про­дукции следует установить:
а) 3,75ДЕ; б) 4,17ДЕ; в) 5,ООДЕ; г) 6,25ДЕ.
9. Компания предполагает продавать продукцию АВ по 27 ДЕ за единицу; переменные расходы предполагаются равными 15 ДЕ на единицу; постоян­ные расходы составят 197 040 ДЕ за месяц.
Величина в критической точке равна:
а) 16 240 ДЕ; б) 11 590 ДЕ; в) 11 950 ДЕ; г) 16 420 ДЕ.
10. Используя данные вопросов 2-3, рассчитайте величину в крити­ческой точке в долларах:
а) 443 340; б) 322 650; в) 312 930; г) 438 480.
11. Используя данные вопросов 2-3, определите, сколько единиц про­дукции следует продать за месяц, чтобы компания получила 6000 ДЕ прибы­ли за месяц:             
а) 12 450; б) 16 740; в) 16 920; г) 12 090.
12. Используя данные вопросов 2-3, определите, сколько единиц про­дукции нужно продать за месяц, если затраты на рекламу составили за ме­сяц дополнительно 15 000 ДЕ, чтобы компания получила 9000 ДЕ прибыли:
а) 18 240; б) 18 420; в) 13 590; г) 13 950.
13. Компания в ежемесячном отчете о прибылях и убытках показывает объ­ем реализации 200 000 ДЕ; производственные расходы - 80 000 ДЕ (40% - постоянные); коммерческие и административные расходы - 100 000 ДЕ (60% - переменные).
Рассчитайте маржинальный доход, игнорируя материальные запасы:
а) 92 000 ДЕ; б) 108 000 ДЕ; в) 120 000 ДЕ; г) ни одна из перечисленных величин.


© 2006 "Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета". Все права защищены, по всем вопросам
обращаться к