Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета
A Вступление
B Глава 1 Сущность и организация управленческого учета
C Глава 2 Классификация и поведение затрат
D Глава 3 Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
E Глава 4 Планирование
F Глава 5 Нормативный учет и анализ отклонений
G Глава 6 Управленческие решения
H Глава 7 Анализ эффективности и деятельности организации
I Глава 8 Хозяйственный механизм коммерческой организации
J Глава 9 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
K Глава 10 Система комплексного анализа деятельности предприятия
L Глава 11 Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
M Глава 12 Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
N Глава 13 Принятие ценовых решений
O Глава 14 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
P Глава 15 Принятие управленческих решений в оперативном управлении
Q Глава 16 Модели линейного программирования в управленческом учете
R Глава 17 Стратегическое планирование и управленческий контроль
S Глава 18 Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
T Глава 19 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
U Глава 20 Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике



18. СИСТЕМА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ И СЕГМЕНТАМ БИЗНЕСА

18.1. Понятие и виды отчетности

Отчетность - это система взаимосвязанных показателей, харак­теризующих условия и результаты деятельности предприятия (хозяйству­ющего субъекта) или составляющих его элементов (областей бизнеса) за истекший период.
Составление отчетности - завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, которые по­лучают в конце отчетного периода путем соответствующей обработки (группировки, обобщения и т.п.) данных текущего учета. Отчетность мо­жет содержать как количественные, так и качественные показатели как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Важно подчеркнуть, что отчетные данные не могут отражать таких хозяйственных оборотов, кото­рых не было в текущих учетных записях. Отчетность представляет собой важнейший источник информации для анализа и принятия решений.
Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:
1) объему сведений, включаемых в отчеты;
2) целям, для которых составляются отчеты;
3) периодам, охватываемым отчетностью.
По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность. Частная отчетность включает информацию о резуль­татах деятельности какой-либо структурной единицы предприятия или об отдельных направлениях ее деятельности, или о результатах деятель­ности по конкретным географическим регионам. Общая отчетность ха­рактеризует результаты деятельности предприятия в целом.
В зависимости от назначения (целей составления) отчетность может быть внешней и внутренней. Внешняя отчетность служит сред­ством информирования внешних пользователей - заинтересованных физических и юридических лиц - о характере деятельности, доходности и имущественном положении предприятия. Составление внутренней (внутрихозяйственной) отчетности вызывается потребностью внутри­фирменного управления.
В зависимости от периода, который охватывает отчетность, раз­личают периодическую и годовую отчетность. Если бухгалтерская отчет­ность составлена на внутригодовую дату, ее называют периодической. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные про­межутки времени. По этому признаку различают отчетность ежедневную, еженедельную, ежедекадную, месячную, квартальную, полугодовую.
Срок представления годового отчета регламентируется соответ­ствующими нормативными актами (в России - нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации).
Мы будем говорить о частной внутренней отчетности, т.е. отчетно­сти об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также ре­зультатах деятельности по регионам.
Цель составления внутрихозяйственной (внутренней) отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, - удовлетворение ин­формационных потребностей внутрифирменного управления путем пре­доставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позво­ляющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать дея­тельность структурных подразделений предприятия (отдельные направ­ления его деятельности), а также конкретных менеджеров (управляющих).
Цель составления внутренней отчетности обусловливает ее пери­одичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем при­водимых данных должны варьировать в зависимости от организацион­но-технологических и экономических особенностей, присущих конкрет­ному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию пол­номочий и ответственности, которые делегированы конкретному струк­турному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержа­ние, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а так­же пользователи варьируют в зависимости от условий хозяйствования на конкретном предприятии. Исключение составляет лишь финансовая отчетность отраслевых и географических сегментов предприятия, кото­рая регулируется национальными и международными стандартами. О причинах, которые обусловили это положение, речь пойдет ниже.
Прежде чем приступить к рассмотрению внутренней отчетности по существу, необходимо дать краткую характеристику объектов управлен­ческого учета, в разрезе которых составляется внутренняя отчетность, поскольку основные ее характеристики, в первую очередь содержание, зависят от целей деятельности объектов управленческого учета, прав и ответственности, которые им предоставляются, критериев оценки ре­зультатов их деятельности.

18.2. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета

Выделение управленческого учета в самостоятельную область де­ятельности объективно по своей природе. Еще в 50-х годах в США и дру­гих развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о затратах и результатах, отвечающей запро­сам аппарата внутрифирменного управления в сложных (многоуровне­вых) производственно-хозяйственных системах. В новой информацион­ной подсистеме - управленческом учете - не только решались чисто учетные вопросы, но и широко использовались приемы и методы из род­ственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы - генера­ция полезной финансовой (т.е. выражаемой денежным измерителем) информации для нужд внутрифирменного управления - определила структуру управленческого учета:
• производственный учет (традиционный учет затрат на производ­ство и калькулирование себестоимости);
• планирование и контроль затрат и результатов;
• учетно-аналитическое обеспечение специальных управленче­ских решений.
В связи со сложившейся экономической ситуацией в России по­требуется синтез управленческого учета и внутрипроизводственного хозрасчета. (Применение последнего в практике отечественного внутри­фирменного управления имеет богатую историю.) Чтобы решить эту за­дачу, нужно создать на предприятии ряд организационных, управленче­ских, информационных, учетно-аналитических систем. Одной из таких систем является учет ло центрам ответственности, хорошо разработан­ный в рамках управленческого учета на предприятиях экономически раз­витых стран. Объективная основа использования системы учета затрат (и результатов) по центрам ответственности-децентрализация внутри­фирменного управления и формирование гибких организационных структур в сложных производственно-хозяйственных системах, т.е. про­цесс, который носит международный характер и присущ любой экономи­ке с высокоразвитым крупным промышленным производством, в том числе и экономике России.

Объективная необходимость децентрализации управления

В начале XX в. на Западе и в 30-х годах в СССР сложился опреде­ленный тип организации производства и управления. Суть его - жест­кая централизация всех функций управления, вертикальная организаци­онная структура, административно-командный стиль руководства. Про­изводство территориально и организационно строилось как единая фаб­рика, управляющий которой может лично контролировать все параметры производственного процесса и руководить действиями под­чиненных. В период после второй мировой войны четко обозначилась тенденция развития крупной промышленности в сторону усложнения организационных структур промышленных компаний. Эти изменения обусловили два фактора:
1) чисто количественное укрупнение масштабов деятельности вплоть до макроэкономических величин;
2) диверсификация направлений деятельности.
Однако сами по себе эти факторы не приводят к сдвигам в системе внутрифирменного управления, подтверждением чему служит консерва­тизм практики управления предприятиями (объединениями) в СССР. Ре­шающим является действие конкурентной динамичной рыночной среды, когда многократно ускоряется процесс смены источников сырья и мате­риалов, технологии производства, рынков сбыта, типа продукции, гео­графии ее производства и реализации. Как следствие - резко увеличи­вается число управленческих решений всех типов, поток оперативной информации нарастает подобно снежному кому, центральный орган управ­ления перегружается, его деятельность становится неэффективной. Отсю­да - необходимость децентрализации как распределения власти (пол­номочий) принимать решения между различными уровнями управления.
Как правило, менеджер (управляющий) на децентрализованном предприятии имеет право самостоятельно, без согласования с руководством оперативно принимать решения в определенных вопросах и (в ви­де верхнего предела) на определенную сумму денег. Другим аспектом децентрализации является распределение (делегирование) между ме­неджерами ответственности в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности подразделения, за которое отвечает данный менеджер.
Какая степень децентрализации должна быть выбрана руковод­ством высшего уровня как оптимальная? Максимизировать преимуще­ства децентрализации над ее издержками (недостатками). В этом и со­стоит так называемый оптимизационный подход.
Достоинства децентрализации управления подразделениями сле­дующие:
• для принятия решений у менеджера подразделения больше ин­формации о местных условиях. Между тем затраты на передачу такой информации для централизованного принятия решений часто высоки. Более того, передаваемая информация может быть неполной и даже преднамеренно искаженной;
• менеджеры подразделений могут принимать более своевременные. решения, что особенно привлекательно для потенциальных заказчиков;
• деятельность менеджеров подразделений становится более мо­тивированной, если они могут проявить инициативу. Растет чувство соб­ственного достоинства;
• наделение менеджеров ответственностью способствует разви­тию управленческого таланта. Ценен не только обучающий процесс, но и накопленный на ошибках опыт;
• небольшие подразделения при решении задач имеют преимуще­ства дружного коллектива. Действует принцип: маленькое - это пре­красно.
• высшее управление, освободившись от бремени ежедневных ре­шений частных вопросов, может сосредоточить свои знания и умение на стратегическом планировании деятельности предприятия в целом.
Недостатки децентрализации управления:
• принятие управляющим подразделения некомпетентных реше­ний в результате того, что благополучие подразделения ставится выше, чем ущерб, причиненный предприятию в целом. Эта ситуация может вы­зываться:
- несогласованностью целей всего предприятия и отдельного подразделения или
- недостатком информации, по которой менеджеры подразде­лений могут определить влияние своей деятельности на другие хозяйственные единицы предприятия. Такие решения наиболее вероятны на предприятиях с высокой степенью самостоятельно­сти подразделений;
• дублирование функций, в частности конторских служб;
• уменьшение лояльности по отношению к предприятию в целом. Некоторые менеджеры подразделений могут не обращать внима­ния на другие подразделения предприятия, не отличая их от внешних контр­агентов.
В условиях децентрализации задача руководителя формулируется так: определить стратегическое направление, заручиться согласием подчиненных, дать им деньги и полномочия и оставить в покое. Хозрас­чет по-американски затрагивает проблемы внутрикорпорационного «рыночного духа», внутрифирменного маркетинга, активизации роли каждого работника в управлении. Таким образом, децентрализация - это прежде всего характеристика отношений между руководителями различного уровня в системе управления предприятия. Децентрализа­ция-это не отрицание управления, а его новое качество, позволяющее в конечном итоге максимизировать совокупные доходы предприятия. Децентрализация управления воздействует на организационную струк­туру предприятия, а именно: способствует более четкому, формализо­ванному определению всех уровней управления и всех подразделений.

Организационная структура предприятия

Организационная структура предприятия может быть определена как совокупность линий ответственности внутри предприятия. Таким об­разом, организационная структура обычно представляет собой пирами­ду, где менеджеры нижних уровней подотчетны менеджерам верхних уровней. Линиям ответственности соответствует движение информации (в частности,отчетности).
В последние десятилетия появилась тенденция организации струк­туры крупных предприятий не по традиционному функциональному принципу (маркетинг, финансы, снабжение, производство, отгрузка), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг произ­водства определенного типа продуктов или услуг и включает необходи­мые функциональные службы. Эта тенденция обусловила введение во внутрифирменное управление, в том числе в управленческий учет, нового понятия - «сегмент бизнеса» - как части предприятия, работаю­щей на внешнего потребителя или представляющей относительно само­стоятельное структурное подразделение. Применительно к такому под­разделению от предприятия могут быть выделены активы и результаты операций по основной и прочей деятельности в целях формирования фи­нансовой отчетности. Другими терминами, часто используемыми отно­сительно структурных единиц предприятия, являются «отделения» (вну­тренние единицы самого высокого уровня) и «подразделения» (единицы более низких уровней). Децентрализация управления требует более формализованного подхода к организационной структуре предприятия, охватывающей все структурные единицы сверху донизу и определяю­щей место каждой структурной единицы (подразделения, отделения, сегмента) с точки зрения делегирования ей определенных полномочий и ответственности. Таким обобщающим понятием стал «центр ответствен­ности». В результате организационную структуру современного пред­приятия можно рассматривать как совокупность различных центров от­ветственности, связанных линиями ответственности. Бухгалтерская сис­тема, которая в рамках такой структуры обеспечивает отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позво­ляет оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц и конкретных менеджеров, называется учетом по центрам от­ветственности.

Учет и отчетность по центрам ответственности

Учет по центрам ответственности:
• организуется на крупных предприятиях, действующих как еди­ное целое;
• функционирует параллельно с традиционной системой бухгал­терского учета;
• может быть внедрен только при условии, что на предприятии чет­ко определены сферы ответственности и конкретизирована ответствен­ность менеджеров за статью затрат и поступлений.
Учет по центрам ответственности в системе внутрифирменного уп­равления выполняет следующие функции:
• удовлетворение информационных потребностей внутрифирмен­ного управления. Позволяет оперативно контролировать затраты и ре­зультаты на разных уровнях предприятия и оценивать деятельность ме­неджеров и подразделений по результатам первичного анализа; играет роль сигнальной системы в механизме управления;
• создание своего рода информационного противовеса той свобо­де действий, которая предоставлена менеджерам центров ответствен­ности в целях обеспечения баланса на предприятии в целом.
Система учета по центрам ответственности организуется с учетом следующих основных принципов:
• определение контролируемых статей затрат и поступлений при условии, что менеджер должен отвечать только за те затраты и поступ­ления, которые он может контролировать и на величину которых может оказывать воздействие;
• персонализация учетных документов, т.е. введение в состав рек­визитов документа фамилии менеджера или работника, отвечающего за конкретные статьи затрат и поступлений;
• обязанность менеджера центра ответственности составлять сметы (бюджеты) на определенный период и представлять отчетность по фактическим затратам и результатам в разрезе смет (бюджетов).
Менеджер центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен со­ставлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответствен­ности, чтобы иметь возможность на основании этой информации прини­мать соответствующие управленческие решения.
Внутренняя отчетность по центрам ответственности должна отве­чать определенным требованиям:
• быть настолько оперативной, чтобы позволять оказывать влия­ние на динамику результатов деятельности центра ответственности;
• содержать информацию об отклонениях от плана и предостав­лять возможность прямого доступа к этой информации для анализа от­клонений;
• содержание отчетности должно соответствовать персональной - ответственности менеджера за принятие решений в конкретной области.
Конкретное содержание отчетности, специфика инструментов и методов, применяемых в системе учета и отчетности по центрам ответ­ственности, зависят от того, каков статус данного центра ответственности.
Посмотрим, как на практике работает система учета и отчетности деятельности по центрам ответственности и как измеряются и контроли­руются результаты операций применительно к центрам ответственности трехосновных видов: центрам затрат, центрам прибыли и центрам инве­стиций.

18.3. Отчетность по уровням управления

Отчет об исполнении сметы центром затрат

Рассматривая эволюцию системы контроля в рамках внутрифир­менного управления, можно выделить три основные стадии ее развития:
1. Административный контроль - персональное наблюдение ме­неджера предприятия за ходом производственного процесса и деятель­ностью подразделений.
2. Бухгалтерский (ретроспективный) контроль - регистрация имевших место фактов по принципу двойной записи и последующее кор­ректирующее воздействие на объекты управления.
3. Сметный (бюджетный, перспективный) контроль-использова­ние смет (бюджетов) для планирования и контроля за затратами.
Смета* является главным инструментом управленческого учета, по­зволяющим контролировать деятельность центра затрат. Это формали­зованный письменный регистр, содержащий плановые стоимостные (иногда говорят, финансовые) показатели. В отличие от смет планы (как более общее понятие) могут включать в себя информацию, непосред­ственно не выражаемую в денежных единицах (например, стратегические планы высшего управления относительно стремления завоевать или удержать долю рынка, повысить качество продукции, освоить новую тех­нологию или новый вид продукции, вести фундаментальные исследова­ния, повысить конкурентоспособность товаров). В нашем изложении под сметой подразумевается внутрифирменный финансовый план.
* В части I мы придерживались термина «бюджет». Поскольку здесь мы говорим о подразделениях предприятия, привычнее термин «смета».

Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожида­емых затратах, основанную на планах управления и концепции контроли­руемых затрат. Определение контролируемых статей - ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам ответственнос­ти. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами.
Если за определенным участком или центром закрепляется ответ­ственность за какие-то статьи затрат, то менеджер такого подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. На практике это по большей части невозможно, вследствие чего исполь­зуют понятие «относительный контроль». Последний означает, что менеджер контролирует большую часть факторов, воздействующих на дан­ную статью сметы. Сметы, разрабатываемые для центров затрат, иногда называют сметами учета по ответственности. Чтобы обеспечить внут­ри предприятия кооперацию (взаимодействие) менеджеров различных уровней и направлений деятельности и быть уверенными в обоснованно­сти отраженных в смете целей, необходимо каждого менеджера активно вовлекать в подготовку сметы его подразделения.
Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Суть пересчета заключается в четком разделении всех учитываемых ста­тей затрат на переменные (т.е. прямо пропорциональные динамике объемных показателей) и постоянные и корректировке ожидаемых пере­менных затрат на коэффициент фактического изменения объема произ­водства. Это позволяет исключить неконтролируемое изменение затрат, поскольку объем производства не контролируется центрами затрат.
Результат процедуры управленческого учета, в ходе которой фак­тические результаты сравнивают с запланированными величинами, на­зывается отчетом об исполнении сметы. Взаимосвязанная отчетность различных уровней управления, рассматриваемых в качестве центров затрат, показана в таблице на с. 438. Отчет каждого уровня управления включает графы с указанием: статей контролируемых затрат, затрат по смете, фактических затрат, отклонений от сметы. Последнее может быть либо положительным (без скобок) и означать перерасход, либо отрица­тельным (в скобках) и означать экономию затрат. Сметные данные пере­считываются по формуле гибкой сметы так, что они отражают реальный (фактический) уровень выпуска продукции.
Не только отчет об исполнении сметы, но и другие формы внутри­хозяйственной отчетности базируются на соблюдении двух принципов. Во-первых, внутрихозяйственная отчетность содержит только те показа­тели, которые подконтрольны менеджеру данного центра ответственно­сти и на динамику которых он может оказывать влияние. Во-вторых, от­четность должна содержать информацию об отклонениях, наличие кото­рой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа состоит в предположении, что менеджеру более высоко­го уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности центров ответственности на более низком уровне. Он на­чинает действовать только тогда, когда на нижнем уровне возникает проблема, проявляющаяся как отклонение от заданного параметра. На крупных многоуровневых предприятиях со сложной структурой оптимальное информационное обеспечение управления вызывает необходи­мость фильтровать учетные данные, повышать их аналитичность, что также требует предоставления сведений об отклонениях.
Отчет об исполнении сметы центром затрат
(ДЕ)
Обозначения: б - благоприятное отклонение; н - неблагоприятное отклоне­ние; б!, н! - отклонение свыше 4%.
Большинство руководителей не имеют времени изучать детализи­рованные бухгалтерские отчеты и искать проблемные области. Поэтому такие отчеты наряду с суммарными величинами должны указывать ста­тьи, по которым отмечены особо плохие или особо хорошие результаты (по сравнению с нормальным отклонением, равным, скажем, 4%). Для по­яснения этих статей может приводиться расшифровка, показывающая причины возникших отклонений, принятые меры, и другая необходимая информация. Таким образом, отчетность по центрам затрат играет роль сигнальной системы, обеспечивающей аппарат управления информаци­ей о ходе производственного процесса и динамике затрат.
Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности, разрабатываемой в рамках информационной системы уп­равленческого учета.

Отчет центра прибыли

Поскольку управляющие (менеджеры) центров прибыли несут от­ветственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений (выручки с продаж и прочих доходов), то отчеты, используе­мые в системе учета по центрам ответственности для оценки центров при­были, обычно имеют форму отчетов о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли (прибыли от опера­ций или от основной деятельности). Эти стандартные показатели публи­куемой отчетности предприятий могут быть применены и к отдельным подразделениям (центрам прибыли).
Валовая прибыль центра прибыли рассчитывается по формуле:
валовая прибыль центра прибыли = чистая выручка от продаж - произ­водственная себестоимость реализованной продукции,
где чистая выручка от продаж = выручка от продаж на сторону + выручка (возможно, условная) от продаж своей продукции (работ, услуг) другим центрам ответственности данного предприятия по трансфертным ценам - предоставленные скидки и возврат;
производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.
В простейшем случае стандартный отчете прибыли заканчивается для центров прибыли на показателе валовой прибыли, которая и является критерием оценки деятельности центра. Остальные показатели отче­та о прибыли определяются и рассчитываются только на уровне пред­приятия в целом (см. таблицу ниже).
Отчетность центров прибыли может быть расширена до показате­ля операционной прибыли, представляющего собой валовую прибыль данного центра, уменьшенную на величину относимых к нему операци­онных расходов. Операционные расходы-это затраты, не относящиеся к производственным, расходам продукта и, следовательно, не входящие в производственную себестоимость. Операционные расходы - это часть затрат отчетного периода, включающая расходы на реализацию (коммерческие), общие и административные (общехозяйственные) рас­ходы, но не включающая выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль. Если такие расходы осуществляет само предприятие, то в его от­чете о прибыли отражается их величина, относимая к данному периоду.
Отчет о прибыли центра прибыли
Примечание: п.3=п.1-п.2;п.6=п.3-п.4-п.5;п.8=п.6-п.7;п.10=п.8-п.9.
Кроме того, на каждый центр прибыли следует отнести часть опера­ционных расходов предприятия в целом, понесенных для его блага. Неко­торые из этих расходов легко увязать с конкретным подразделением. В таблице на с. 441 приведены возможные обоснования базы распределе­ния централизованных операционных расходов торгового предприятия. Некоторые операционные расходы (например, расходы предприятия на оплату юридических и аудиторских услуг, отчисления в государственные органы и другие организации, комплексные виды страхования) трудно проследить непосредственно до центров прибыли и распределить их мож­но только на производственной основе. С другой стороны, включение в от­четы центров прибыли неконтролируемых распределяемых (возможно, как процент от объема продаж) централизованных расходов, к которым внутренние структурные единицы не относятся, ка,к утверждают амери­канские специалисты, может иметь свои плюсы. В этом случае руководи­тели подразделений проявят больше интереса к тому, на что именно пред­приятие расходует деньги.
Распределение операционных расходов
Не следует чрезмерно усложнять процедуры распределения и пере­распределения затрат между подразделениями. Главное, чтобы расчеты были понятны менеджеру и он мог исходя из динамики таких затрат обо­сновывать свои действия и принимать решения.
Относиться к оценке деятельности подразделений (центров прибы­ли) по отчетам о прибыли, доведенным до показателя операционной или даже чистой прибыли, нужно с осторожностью, поскольку использование произвольных методов распределения централизованных операционных расходов может привести к искажению операционной прибыли как пока­зателя деятельности данного центра. По этой причине отчеты о прибыли могут иметь форму, несколько отличную от стандартной, приведенной в таблице на с. 442. При так называемом контрибуционном подходе подчер­кивается вклад каждого подразделения в чистую прибыль всего предпри­ятия и покрытие совокупных операционных расходов. Суть в том, что операционные расходы, относимые на центр прибыли, подразделяют на пря­мые (которые могут быть непосредственно и точно отнесены на данный центр) и косвенные (которые не могут быть непосредственно увязаны с центром). В этом случае в отчет о прибыли центра прибыли можно ввести новый промежуточный показатель (на котором может заканчиваться от­четность центра) - остаточный доход центра прибыли, рассчитываемый как разница между его валовой прибылью и его прямыми операционными расходами. Этот показатель дает более надежную и более увязанную с объектом учета информацию, чем операционная прибыль подразделения. Для предприятия, состоящего из двух подразделений, форма совмещен­ного отчета о прибыли представлена в таблице.
Отчет о прибыли
Примечание: п. 3 = п. 1 - п. 2; п. 5 = п. 3 - п. 4; п. 7 = п. 5-п. 6; п. 9 = п. 7 - п. 6; п. 11 = п.9-п.10.
Другой вариант альтернативного отчета о прибыли - форма, в ко­торой вместо валовой прибыли отражается показатель маржинального дохода, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании ре­зультативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинального дохода.
В эту форму могут входить следующие показатели:
1. Чистая выручка с продаж подразделения (центра прибыли).
2. Переменные расходы (включая переменные расходы, входящие в производственную себестоимость реализованной продукции, и пере­менные операционные расходы; все они являются прямыми расходами).
3. Маржинальный доход подразделения (центра прибыли) (п. 1 - п. 2).
4. Прямые постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).
5. Остаточный доход до косвенных расходов (п. 3 - п. 4).
6. Косвенные постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).
7. Операционная прибыль подразделения (центра прибыли) (п. 5-п. 6).
Необходимо отметить, что показатель остаточного дохода до кос­венных расходов позволяет более достоверно оценить вклад подразде­ления (центра прибыли), чем показатель остаточного дохода подразде­ления, ибо он снимает влияние произвольности распределения косвен­ных расходов, отнесенных на производственную себестоимость продук­ции центра прибыли (например, в производственную себестоимость его продукции могут входить распределенные на основе нормативов или другим образом затраты обслуживающих (вспомогательных) производ­ственных центров).,
Таким образом, отчеты о прибыли, где сопоставляются соответ­ствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и поступле­ний центров прибыли,- это второй уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

Отчет центра инвестиций

Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты (или их комбинации), что и к центрам ответственности первых двух видов. А так как в отношении центров инве­стиций часто делаются допущения, что они являются отдельными пред­приятиями, то обычно для каждого центра инвестиций подготавливаются традиционные финансовые отчеты предприятия.
Перед центральным аппаратом управления крупного децентрализо­ванного предприятия обычно стоит задача, как оценить и сравнить резуль­таты деятельности своих основных отделений (сегментов бизнеса), рас­сматриваемых в качестве центров инвестиций. Отделение, которое обладает большими активами, обычно зарабатывает больше по абсолют­ной величине, чем отделение с относительно небольшими активами. По­этому по абсолютным величинам прибыли нельзя сравнивать деятель­ность разных отделений. Чтобы измерить относительную эффективность работы отделений, предприятие, как правило, использует специальный аналитический показатель «возврат на активы» (Return on Assets -
ROA)* или рентабельность активов. Принципиальная формула его рас­чета такова:
ROA = прибыль / активы.
* Часто этот показатель называют «возврат на вложения» (Return on Investment - ROI), однако последний имеет и второе значение, связанное с анализом проектов капи­тальных затрат и дисконтированием соответствующих денежных потоков, что может запутать читателя.

Хотя ROA прост в расчете, существует несколько альтернативных методов его исчисления. Главное их различие состоит в том, как опреде­ляются показатели «прибыль» и «активы».
Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений в рас­чет часто принимаются следующие базы активов:
1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отде­лением;
2) операционные (используемые) активы: п. 1 минус незанятые ак­тивы; активы, купленные для будущего использования;
3) оборотный капитал (текущие активы минус текущие обязатель­ства) плюс другие активы (основные средства); при этом исключается часть текущих активов (оборотных средств), финансируемых кратко­срочными кредиторами.
Если ROA применяется для оценки деятельности менеджеров от­делений (что впоследствии служит основанием для их вознаграждения), то в качестве базы активов используют активы отделения, находящиеся под непосредственным контролем данного менеджера (контролируемые или управляемые активы).
Во всех случаях используются средние величины активов за период.
Серьезный вопрос - в какой оценке включать в расчет амортизиру­емые активы (здания, оборудование и др.). Возможны два варианта:
А. По чистой балансовой стоимости, т.е. за вычетом накопленного износа (остаточная стоимость).
Б. По полной первоначальной стоимости.
Аргументы за вариант А:
• согласуется с отражением активов в балансе;
• согласуется с расчетом прибыли отделения, включающим износ в издержки.
Аргументы против варианта А:
• позволяет ROA возрастать вместе с устарением активов;
• приобретение новых, замещающих активов может оказать отри­цательное воздействие на ROA.
Аргументы за вариант Б:
• исключает факторы возраста и методов износа, влияющие на ROA;
• позволяет заменять оборудование на новое с минимальным от­рицательным влиянием на ROA.
Аргументы против варианта Б:
• не согласуется ни с отчетом о прибыли, ни с балансом, так как игнорирует износ;
• включает двойной счет, так как первоначальная стоимость плюс возмещение этой стоимости (через износ) включены в общую величину активов; как следствие искажается величина ROA.
На практике большая часть предприятий используют в расчетах ROA остаточную стоимость.
Другая проблема связана с тем, что в условиях инфляции балансо­вые оценки (первоначальная и остаточная) долгосрочных активов не от­ражают их реальной стоимости. Если предприятие не использует всеобъ­емлющую систему учета инфляции, то выходом из такого положения может быть отражение некоторых активов по восстановительной стоимо­сти (стоимости замены), или стоимости возможной реализации, или же их пересчет на индекс общего уровня цен (или индексы цен отдельных акти­вов).
Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений пока­затель прибыли в формуле ROA может определяться как:
1) операционная прибыль отделения (прибыль до выплаты процен­тов и налогов на прибыль), учитывающая распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом.
2) остаточный доход до косвенных издержек.
Если ROA служит для оценки менеджеров отделений, то следует использовать контролируемую прибыль (начиная с остаточного дохода до косвенных расходов и исключая любые затраты и поступления, не контролируемые данным менеджером).
Таким образом, один и тот же показатель рентабельности активов (ROA) может определяться по-разному. Предприятие может прибегнуть к одному из вариантов его расчета или параллельно к нескольким в зави­симости от того, какие цели и критерии выбирает высшее руководство. Если ROA берут для сравнения работы и рентабельности разных отделе­ний, необходимо применять единую методику определения составляю­щих «прибыли» и «активов». Для оценки конкретного менеджера отде­ления можно разработать индивидуальный ROA с учетом специфики ситуации.
Формулу ROA можно расширить и углубить по смыслу:
Первый множитель называют рентабельностью продаж (Return on Sales - ROS). Второй - оборотом активов (инвестированных акти­вов), или оборотом вложения. При первом взгляде на такую формулу ROA кажется, что величина продаж нейтральна, так как она появляется в качестве знаменателя в расчете рентабельности продаж и числителя - в расчете оборота активов. Математически можно исключить величину продаж. Однако так не делают по следующим причинам:
• это не отразит тот факт, что ROA есть функция двух переменных: рентабельности продаж и оборота активов;
• это не отразит тот факт, что изменение в объеме продаж влияет на рентабельность продаж, оборот активов и ROA, поскольку величина продаж связана с величиной прибыли и активов;
• рентабельность продаж и оборот активов сами по себе полезные показатели, которые можно отразить в отчетности.
Показатель ROS предпочитают предприятия с относительно низ­ким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж). Например, основные японские торговые компании большее значение придают показателю рентабельно­сти продаж, чем показателю рентабельности активов. Эти компании имеют годовые обороты во много раз больше, чем их активы.
Нельзя сказать однозначно, что показатели рентабельности акти­вов и остаточной прибыли наилучшие из всех возможных с точки зрения оценки результатов деятельности центров инвестиций. Реальные оценки своих зарубежных отделений крупнейшими транснациональными ком­паниями (корпорациями) (ТНК) приведены в таблице.
Показатели отделений (центров инвестиций) крупнейших ТНК

Продолжение
Источник: Business International Corporation, Evaluating the Performance of International Operations.- New-York, 1989.
Таким образом, специальные плановые и фактические аналити­ческие показатели, рассчитываемые для оценки деятельности центров инвестиций, составляют третий уровень внутрихозяйственной (вну­трифирменной) управленческой отчетности в рамках системы учета по центрам ответственности.

18.4. Отчетность по сегментам бизнеса

Сегменты бизнеса и их виды

В 50-60-е годы в экономически развитых странах протекали бур­ные процессы: создавались крупные и мультикрупные компании, которые завоевывали все новые отрасли в бизнесе; стремительно развивалась ди­версификация производства; расширялась география компаний и созда­вались транснациональные компании. Под влиянием этих процессов со­кращалась информационная емкость традиционной финансовой отчетно­сти. Так, при слиянии компаний терялась информация, которая содержа­лась в финансовой отчетности ранее самостоятельных предприятий. В традиционной финансовой отчетности не было информации процесса диверсификации, а следовательно, возможности дать ему экономическую оценку и обеспечить за ним контроль. Наконец, ни сами компании, ни тер­риториальные органы не располагали информацией, необходимой для оценки финансового состояния и перспектив развития территориально обособленных подразделений компаний. В результате разные группы пользователей финансовой отчетности, заинтересованные в точном пони­мании деятельности компании, не имели возможности получать данные, необходимые для прогноза будущей прибыли, сравнимости результатов, оценки риска капитальных вложений и т.п. При этом отсутствие необхо­димых сведений ощущали не только внешние, но и внутренние пользо­ватели отчетности. В частности, трудно было оценить результаты дея­тельности конкретных менеджеров, отвечающих за определенные на­правления бизнеса или за деятельность территориально обособленных участков бизнеса.
В результате как у внешних, так и у внутренних пользователей от­четности возникла потребность получать информацию по двум принци­пиально новым участкам бизнеса. Во-первых, по отраслевым сегмен­там бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части предприятия, каждая из которых задействована в производстве отдельного продукта (услуг) или группы родственных продуктов (услуг), предназначенных главным образом для реализации вне предприятия (п. 2 международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) № 14 «Сегментарная финансовая информация в отчетности»).
Отметим, что в последнее время высказывается требование о заме­не термина «отраслевой» сегмент на «деловой» сегмент.
Во-вторых, по территориальным (географическим) сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые (обособ­ленные) части предприятия, осуществляющие свои операции в отдель­ных странах или группах стран, внутри определенных географических ре­гионов, выделяемых в зависимости от специфики деятельности данного предприятия (п. 3 МСФО № 14).
В разделе «Организационная структура предприятия» настоящей главы мы использовали термин «сегмент бизнеса» для обозначения структурных подразделений высшего иерархического уровня предприя­тия, которые преимущественно выпускают продукцию для реализации внешнему потребителю и в случае их юридического обособления могут функционировать как самостоятельные предприятия. Подобные сегмен­ты являются центрами ответственности, как правило, центрами инвести­ций, и к ним, следовательно, по вопросам внутренней отчетности отно­сится все то, что сказано в «Отчете центра инвестиций».
Для анализа и контроля деятельности предприятия сегменты биз­неса могут подразделяться по формам собственности и другим основа­ниям. В данном разделе речь идет об отчетности только отраслевых и географических сегментов, поскольку их отчетность наиболее полно разработана и имеет наибольшее информационное значение.

Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса

Итак, выделение отраслевых и территориальных (географических) сегментов бизнеса и формирование по ним отчетности обусловлено ост­рой потребностью в дополнительной информации, необходимой для при­нятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потре­бителями. В результате отчетность сегментов является одновременно и внешней отчетностью, поскольку она должна быть включена в финансо­вый отчет предприятия, и внутренней отчетностью, поскольку она в зна­чительной степени базируется на данных управленческого учета, а со­держащаяся в ней информация используется для оценки сегментов и принятия внутрифирменных тактических и стратегических решений.
Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во-вто­рых, породил глубокие противоречия ее составления.
Формирование отчетности о сегментах регламентируется МСФО № 14, который был принят в 1983 г. Суть противоречий состоит в степе­ни полноты информации о сегментах, которая должна входить в состав финансовой отчетности предприятия. Детальная информация неизбежно раскроет коммерческую тайну предприятия, сокращенная - не сможет удовлетворить информационные потребности внешних пользователей.
Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетно­сти,- принцип выделения сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос реша­ется следующим образом.
В целях отчетности выделяются сегменты:
• отраслевые на основе:
- группировки родственных видов производимой продукции (услуг);
-типа покупателя (заказчика);
• географические на основе:
- географического размещения операций (услуг) предприятия;
- географического размещения рынков;
- типа покупателя (заказчика).
Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и гео­графических, следует учитывать определенные факторы:
• схожесть и различие видов продукции или направлений деятель­ности предприятия, а также соответствующие показатели рентабельно­сти, риска,роста;
• удельный вес и относительную роль (важность) сферы производ­ства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, ры­ночных отношений) для предприятия в целом;
• наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере банковской и страховой деятельности);
• организационную структуру предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);
• взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматри­вать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высо­ка степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения от­раслевых сегментов);
• необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать ин­формационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется опреде­лять степень важности (веса) сегмента в деятельности предприятия. На­пример, рекомендуется минимальный 10%-ный уровень валовых дохо­дов и прибыли от основной деятельности или суммарных активов сегмента по отношению к тем же показателям предприятия (группы) в целом.
Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели:
• объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной дея­тельности в разрезе операций с внешними контрагентами предприятия и другими сегментами;
• результат деятельности сегмента;
• используемые активы сегмента (в абсолютном или относитель­ном выражении по отношению к этому же показателю предприятия в це­лом);
• принципы трансфертного ценообразования, применяемые во внутрипроизводственной кооперации между сегментами предприятия.
Кроме вышеперечисленных показателей, которые указаны в п.13 МСФО № 14, на практике как для внутренних целей предприятия, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показате­ли амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.
Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о се­гментах.
Доходы сегмента - это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от опера­ций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.
Расходы сегмента - это расходы, непосредственно увязывае­мые с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, ко­торую можно на объективной (разумной) основе распределить на кон­кретный сегмент.
Результат деятельности сегмента должен отражать меру рента­бельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельно­сти сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраорди­нарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.
Активы сегмента - совокупность материальных и нематериаль­ных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими се­гментами активов, распределенная на конкретный актив, если для рас­пределения можно использовать обоснованную базу.
Трансфертная цена (как уже сказано в предыдущей главе и под­робнее изучено в следующем разделе) - это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприя­тия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; «справед­ливой» рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.
Рассмотрение отчетности отраслевых и географических сегмен­тов позволяет сделать некоторые основные выводы:
• несмотря на то что отчетность о сегментах крупных диверсифи­цированных предприятий входит в состав их внешней финансовой отчет­ности, показатели этой отчетности исчисляются на основе принципов внутренней отчетности центров ответственности. В первую очередь это находит свое выражение в том, что отчетные показатели включают ре­зультаты от операций сегмента как с внешними контрагентами предпри­ятия, так и с другими сегментами предприятия, т.е. внутренний оборот, оборот по внутренней кооперации. Во-вторых, для исчисления стоимостных показателей используются трансфертные цены. Данное обстоятель­ство позволяет использовать отчетность о сегментах непосредственно и для внешних, и для внутренних целей, а это дает возможность снизить трудоемкость учетно-расчетных работ. Однако необходимо отметить, что для целей внутрифирменного управления в отчетность о сегментах можно вводить и другие показатели;
• составление отчетности о сегментах ведет к появлению в систе­ме управленческого учета новых объектов: направлений деятельности предприятия, групп родственных продуктов или услуг, географических регионов, где предприятие осуществляет те или иные хозяйственные операции, в разрезе которых следует группировать данные о затратах, выручке (поступлениях), прибыли (доходах), активах и т.п., что ведет к увеличению объема учетных работ, а значит, и затрат на ведение учета и отчетности. Однако опыт использования отчетности о сегментах убежда­ет, что эффект отчетной информации для принятия управленческих ре­шений намного превышает расходы на ее получение.

18.5. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления

Основными пользователями внутрихозяйственной (внутренней) отчетности (отчетности центров ответственности) являются, во-первых, менеджеры всех иерархических уровней предприятия, во-вторых,- пер­сонал предприятия.
Сам факт ведения учета и составления отчетности по центрам от­ветственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Но главное - информация внутренней отчетности необходима для приня­тия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельно­сти центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, вы­явление тенденций развития центров ответственности, недостатков и положительных моментов в их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что внутренняя отчетность является информационным обеспечением уп­равленческих решений и по оптимизации деятельности предприятия в целом. Так, отчетность по центрам прибыли и инвестиций позволяет со­ставить прогноз о динамике прибыли предприятия или оценить риск но­вых капитальных вложений.
Западные социологи и работники управленческого звена постоян­но подчеркивают, что ознакомление персонала с данными отчетности предприятия улучшает отношения в коллективе, формирует уверен­ность работников в своем положении, т.е. активизирует человеческий фактор производства.
Как отмечалось выше, отчетность сегментов имеет двойственный характер. Это одновременно и внешняя, и внутренняя отчетность. Поэто­му она предназначена и внутренним, и внешним пользователям.
Основную группу пользователей отчетности сегментов составляют финансовые аналитики. Они работают по найму потенциальных инве­сторов, партнеров и кредиторов и должны предоставить заказчикам ин­формацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении при­быльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент. В качестве самостоятельной перед аналитиками ста­вится задача «понимания предприятия», т.е. понимания того, как выде­ляются сегменты и каков прогноз их развития.
Периодичность составления внутренней отчетности - вопрос ин­дивидуальный. Можно сформулировать лишь общий критерий выбора периодов составления внутренней отчетности. Им является своевремен­ность принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. ког­да управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативно­сти принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.
Конкретно же периоды составления внутренней отчетности опре­деляет само предприятие для каждой однородной группы центров ответ­ственности и сегментов индивидуально. Важно иметь четкий график представления отчетности.

18.6. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности

Функции трансфертных цен

Как мы уже говорили в предыдущей главе, трансфертная цена (ТЦ) - это условная цена на продукцию (услуги) одного подразделения (центра) ответственности, передаваемую (продаваемые) другому подраз­делению (центру ответственности) того же предприятия. Обычно имеется в виду крупное централизованное предприятие с достаточно самостоятельными подразделениями, имеющими статус центров прибыли или цен­тров инвестиций (иногда сюда также включают центры затрат). ТЦ пони­мается в более узком смысле, чем отечественные внутренние цены, как цены передачи промежуточной продукции (а также цены на услуги обслу­живающих подразделений), и не включает в себя внутренних цен на по­купные полуфабрикаты, цен, в которых оценивается объем изготовления нового оборудования, капитального ремонта, капитального строительства и др.
В случае, когда продукция (услуги) подразделения полностью по­требляется внутри предприятия, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение предприятия в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно измерены и эценены.
Использование ТЦ в случаях, когда подразделения имеют право са­мостоятельно выходить со своей продукцией на внешних покупателей, сами определять объемы и цены реализации, заставляет совершенно по­лному взглянуть на природу и содержание ТЦ. Этот аспект анализа внутренних цен принципиально новый для нашей теории и практики, поэтому, думается, введение в оборот термина «трансфертная цена» не будет лишь подражанием Западу. Важно отметить, что в условиях, когда подразделе­ния имеют свободу покупать и продавать на внешнем рынке, когда суще­ствуют незагруженные мощности, ТЦ перестает быть чисто учетным инст­рументом, обретает реальный экономический смысл и выражает отноше­ния подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом.
В идеале ТЦ должна содержать в себе информацию, которая за­ставляла бы менеджеров подразделений (центров ответственности) при­нимать оптимальные для всего предприятия решения. В качестве показа­теля оптимальности широко используется максимизируемый совокупный маржинальный доход организации. Принципиально задачу можно сфор­мулировать следующим образом: свобода рыночных операций должна предоставляться подразделениям в рамках соблюдения ими ограниченных условий, которые представляют собой максимум суммарного маржи­нального дохода подразделений из всех возможных комбинаций внутрен­них и внешних продаж промежуточных продуктов. Другими словами, предприятие в целом должно максимум выиграть и минимум проигрывать на рыночных операциях подразделений. Именно этот критерий должен быть положен в основу оценки деятельности менеджеров подразделений.

Методы исчисления трансфертных цен

Кратко вопросы расчета ТЦ освещались в предыдущей главе. Здесь мы полнее раскроем данную тему.
Существуют три основных метода определения конкретной вели­чины ТЦ.
1. ТЦ, основанные на рыночных ценах. Здесь используются прей­скурантные публикуемые цены на такие же продукты и услуги в тех слу­чаях, когда подразделение (центр ответственности) имеет и внешних, и внутренних заказчиков.
2. ТЦ, в основе которых лежат затраты (себестоимость):
• переменные затраты;
• полные затраты (переменные затраты + постоянные затраты);
• «себестоимость плюс», например, 120% полных затрат или 175% переменных затрат.
3. Договорные ТЦ.
При определении ТЦ широко распространен рыночный подход. Считается, что такой трансферт продуктов и услуг обычно ведет к опти­мальным решениям, способствует достижению общекорпорационных целей. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров прибыли и делает возможной оценку дея­тельности менеджеров и подразделений (центров), основанную на фи­нансовых результатах.
Применение рыночных ТЦ ограничено рядом условий:
• наличием хорошо разработанного рынка промежуточных про­дуктов и услуг, аналогичных продукции и услугам подразделений данно­го предприятия;
• существованием устойчивых равновесных цен;
• достаточно высокой степенью децентрализации, когда подраз­деления свободны покупать и продавать как у себя, так и на стороне.
Существует общая формула, лежащая в основе расчета ТЦ между подразделениями предприятия со сложной организационной структу­рой: ТЦ должна быть равна сумме удельных переменных затрат транс­фертных продуктов и удельного маржинального дохода, который теряет­ся продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж,
или ТЦ = переменная себестоимость на единицу продукта + маржинальный доход, потерянный на единицу продукта.
В принципе, эта формула универсальна. Она применима как при полной, так и при неполной загрузке мощностей. Однако трудность ее применения связана с наличием устойчивых рыночных цен, используе­мых в качестве базы для расчета потерянного маржинального дохода.
В дополнение к приведенной формуле существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены исполь­зуются в качестве трансфертных;
• покупающее подразделение (центр ответственности) должно по­купать у себя до тех пор, пока продающее подразделение (центр ответ­ственности) следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать у себя;
• если продающее подразделение не соблюдает «справедливые» внешние цены, то покупающее подразделение может приобретать на стороне;
• продающее подразделение должно иметь свободу реализовы­вать свою продукцию на стороне;
• для решения конфликтов по поводу ТЦ нужно создать беспри­страстный совет (комиссию).
С использованием переменной себестоимости в качестве ТЦ свя­зано несколько проблем:
• ТЦ не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль. Деятельность менеджера такого подразделения (центра ответственно­сти) не может быть оценена на основании показателей, базирующихся на прибыли или доходе, а это применимо лишь к центру затрат;
• если фактические затраты могут передаваться другому центру ответственности автоматически, то менеджер центра затрат будет лишен стимула контролировать расходы, что, разумеется, приведет к их росту.
Поэтому, к справедливости всех сторон, в этой ситуации необходи­мо использовать стандартные (близкие к нашим нормативным) перемен­ные затраты.
При определенных условиях переменную себестоимость стоит ис­пользовать как ТЦ, чтобы максимизировать совокупные прибыли пред­приятия. Такая ситуация возникает, если продающее подразделение (центр ответственности) имеет возможность реализовать свою продук­цию как у себя, так и на стороне. Предпочтение переменной себестоимо­сти зависит от того, может ли данное подразделение продавать всю свою продукцию аутсайдерам или оно имеет неиспользуемые мощности. В последнем случае можно увеличить маржинальный доход, применив ТЦ ниже полной себестоимости, но выше переменной.
Таким образом, выбор метода исчисления ТЦ зависит от трех основных факторов:
1) к какому типу центров ответственности (центр затрат, центр при­были, центр инвестиций) принадлежит подразделение, на продукцию (работы, услуги) которого устанавливаются ТЦ, а следовательно, какими полномочиями располагает данное подразделение;
2) состояния рынка промежуточных продуктов (работ, услуг), анало­гичных продукции (работам, услугам), на которые устанавливаются ТЦ;
3) степени децентрализации внутрифирменного управления и воз­можности подразделения (центра ответственности) покупать (получать) и продавать (передавать) как внутри предприятия, так и на стороне.
От правильности исчисления ТЦ зависит эффективность их при­менения.

18.7. Предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности к условиям предприятий России

Изучение опыта западных предприятий в области внутрихозяй­ственной отчетности не было для нас самоцелью. Наша цель состояла в том, чтобы наметить пути адаптации этого опыта к российским условиям. Бесспорно, использование опыта внутрифирменного управления, кото­рый прошел проверку временем и доказал свою эффективность на пред­приятиях экономически развитых стран, позволит ускорить и облегчить путь российских предприятий к рынку. А если учесть, что в методике и организации внутрихозяйственной отчетности фокусируются основопо­лагающие принципы управленческого учета, то она может быть использо­вана как система координат для решения проблем адаптации управлен­ческого учета в целом.
Для адаптации любого явления необходимы предпосылки.
Существуют лив экономике России предпосылки для адаптации за­рубежного опыта в области внутрихозяйственной отчетности, т.е. те объективные условия, в которых на Западе происходило становление и развитие управленческого учета? Ответ может быть только один - су­ществуют.
Промышленность России исторически была представлена крупны­ми хозяйственными комплексами. Если по уровню индустриализации до­революционная Россия резко отставала от ведущих европейских стран и США, то по уровню концентрации промышленного производства она за­нимала одно из первых мест. То же самое было и после революции. Ново­стройки конца 20-30-х годов, т.е. периода индустриализации в СССР,- это гигантские многопрофильные монопредприятия, на балансе которых нередко находилась вся инфраструктура города, возводимого вокруг предприятия.
Для предприятий-гигантов характерна жесткая централизация всех функций управления, вертикальная организационная структура и административно-командный стиль управления из центра всеми пара­метрами производственного процесса, т.е. система управления, которая сложилась на средних предприятиях с простой организационной струк­турой. В условиях машинного производства конца 20-х - начала 30-х го­дов эта система уже не позволяла эффективно управлять подразделени­ями предприятия, где непосредственно протекал процесс производства и закладывались основы рентабельности всего предприятия. В резуль­тате предприятия становились неуправляемыми системами. Однако сами по себе эти обстоятельства не привели бы к изменению внутрифир­менного управления.
Толчком к изменению внутрифирменного управления на отече­ственных предприятиях явилась экономическая реформа, означавшая переход к новой экономической политике (НЭП). Так, дополнительно к управленческой потребности децентрализации внутрифирменного уп­равления возникла потребность экономическая. Для управления затра­тами, контроля их уровня необходимо было передать на нижние уровни предприятия, т.е. на уровни, где создается экономия и возникает пере­расход средств, определенные полномочия, ответственность за надле­жащее выполнение этих полномочий. В результате были сделаны пер­вые шаги к формированию принципиально новой системы внутрифир­менного управления, которая в отечественной литературе и хозяйствен­ной практике получила название внутризаводского (внутрипроизвод­ственного, внутреннего) хозрасчета.
Внутрихозяйственный расчет - крупная проблема, которая требу­ет в условиях перехода российской экономики к рынку нового осмысле­ния и оценки. Однако эта задача выходит далеко за рамки стоящей пе­ред нами частной задачи. Поэтому отметим только, что внутрихозяй­ственный расчет как подсистема внутрифирменного управления начал складываться на отечественных предприятиях в конце 20-х - начале 30-х годов и с видоизменениями используется до настоящего времени. Пере­вод подразделений предприятия на внутренний хозрасчет придал им статус, аналогичный статусу центров ответственности. Хозрасчетным подразделениям делегировались определенные права и устанавлива­лась ответственность за результаты их деятельности. Организационно это находило свое выражение в том, что хозрасчетным подразделениям выдавались наряды-заказы, в которых указывалось, какие работы и в каком объеме должны быть выполнены, в какой сумме могут быть при этом произведены расходы, т.е. аналог рассмотренных нами плановых смет для центров ответственности. По результатам деятельности хоз­расчетных подразделений составлялись месячные, квартальные и годо­вые отчеты, базирующиеся на трансфертных, внутренних ценах.
Таким образом, для использования зарубежного опыта в области внутрихозяйственной отчетности на отечественных предприятиях име­ются не только предпосылки, но и оригинальный опыт, о чем ни в коей мере нельзя забывать.
Однако принципиальное единство внутрихозяйственной отчетно­сти, составляемой на западных и отечественных предприятиях, не озна­чает их тождества. Особенностей много, предопределены они тем, что западные предприятия работают в условиях развитой рыночной эконо­мики. Рынок как экономическая среда обитания предприятия опосредо­ванно влияет на выбор методов и инструментов внутрифирменного уп­равления. Более того, рынок постоянно принуждает ориентировать вну­трифирменное управление на достижение внешних целей предприятия как субъекта рынка. Данное обстоятельство постоянно побуждает пред­приятие совершенствовать внутрифирменное управление, контролиро­вать процесс внедрения и использования новых приемов и методов уп­равления.
Что касается внутрихозяйственного расчета в целом и внутрихо­зяйственной отчетности в частности, то они в условиях централизован­ной плановой экономики не были полностью востребованы той экономи­ческой средой, в которой существовало предприятие. Оно было не столько самостоятельно хозяйствующим субъектом, сколько объектом государственного планового управления. В итоге предприятия лишь формально могли самостоятельно решать вопросы внутрифирменного управления, особенно те проблемы, которые касались социально-эконо­мической стороны их деятельности. Это привело к тому, что внутрихо­зяйственный расчет в целом и внутрихозяйственная отчетность в част­ности были лишены надлежащего информационного обеспечения.
Результаты деятельности хозрасчетных подразделений должны были отражаться в единой системе бухгалтерского учета предприятия. В итоге учет становился громоздким, не фиксировались многие пара­метры работы хозрасчетных подразделений, а отчетность об их деятель­ности поступала к пользователю в конце месяца, следующего за отчетным. Именно эта ситуация самим фактом своего существования ставила вопрос о разделении системы бухгалтерского учета на финансовый и уп­равленческий учет. Однако это шло вразрез с учетной политикой Мин­фина СССР, Госплана СССР и отраслевых министерств, которые рас­сматривали системный бухгалтерский учет в качестве единственной ин­формационной базы, обеспечивающей принятие управленческих решений как по централизованному плановому управлению деятельнос­тью предприятия, так и в области внутрифирменного управления. Двой­ственное положение предприятия, в результате которого оно одновре­менно выступало в качестве объекта государственного централизован­ного планового управления и субъекта управления деятельностью своих хозрасчетных подразделений, делало проблему информационного обес­печения внутрихозяйственного расчета в целом, внутрихозяйственной отчетности в частности практически неразрешимой.
Таким образом, главным препятствием на пути адаптации опыта западных фирм в области внутрихозяйственной отчетности является от­сутствие на отечественных предприятиях системы управленческого уче­та и его обязательного элемента - учета по центрам ответственности. Подчеркнем, что отсутствует именно система управленческого учета, так как отдельные его элементы активно применяются на российских предприятиях, поскольку без их использования нельзя управлять пред­приятием приобъективно обусловленной децентрализации управления.

Резюме

Данная глава посвящена методике и организации внутренней от­четности предприятия, которая является основным источником информа­ции для принятия управленческих решений по оценке деятельности цент­ров ответственности и их менеджеров (управляющих), а также по оптимизации-деятельности структурных подразделений и других сегментов предприятия.
Содержание внутренней отчетности определяется объемом полно­мочий передаваемых конкретному центру ответственности, а также от­раслевой или географической принадлежностью сегментов. Исчисление конкретных показателей отчетности в значительной степени зависит от организационно-технологических особенностей, присущих конкретному предприятию и его структурным подразделениям. Поэтому все вопросы, связанные с внутренней отчетностью (в отличие от внешней, финансовой отчетности), и на Западе, и в России отнесены к компетенции предприя­тия. В нашу задачу в первую очередь входит выявление того общего, что присуще внутренней отчетности каждого предприятия.
Внутренняя отчетность относится к тем элементам управленческо­го учета, которые широко применяются на отечественных предприятиях в рамках системы внутрихозяйственного расчета. Причем многие вопро­сы в области методики и организации внутренней отчетности на отече­ственных предприятиях решаются аналогично тому, как они решаются на Западе. В основном это те решения, которые обусловлены законо­мерностями внутрифирменного управления в условиях современного машинного производства.
Однако внутренней отчетности западных предприятий присущи и существенные различия, обусловленные фактором работы этих предпри­ятий в условиях рыночной экономики. Выявление этих особенностей, ана­лиз необходимости и возможности их использования в российских условиях на этапе перехода к рыночной экономике, а также определение основных условий их адаптации на отечественных предприятиях и со­ставляет тему данной главы.
Исходя из поставленной цели необходимо последовательно решить такие задачи:                                   
• определить место внутренней отчетности в системе управленче­ского учета;
• изучить методику составления внутренней отчетности в запад­ных компаниях;
• обобщить практику составления и использования внутренней от­четности на предприятиях России;
• наметить направление адаптации зарубежного опыта в области внутренней отчетности, который прошел проверку временем в условиях рынка, на российских предприятиях.

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности
Компания «Альфа» является одной из лидирующих на рынке пи­щевых товаров. Она занимается производством и реализацией продук­тов питания. (Этот пример не охватывает всего многообразия реальнос­ти.) Компания работает на рынке страны А около 50 лет, вместе с тем она является частью ТНК.
Среди основных категорий продукции за отчетный период с 1 янва­ря 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г. выделяют следующие:
Ключевые показатели консолидированной отчетности (отчетный период с 1 января 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г.):
Кроме отраслевых сегментов компания освоила три географичес­ких сегмента в пределах одной страны, где она зарегистрировала свои филиалы, занимаясь производством и реализацией по определенной схе­ме (данные на отчетный период).
Рынок 1. Реализация товаров:
(млнДЕ)

Рынок 2. Производство и реализация товаров:
(млн ДЕ)
Рынок 3.Реализация товаров:
(млн ДЕ)
В компании сформировалось 6 центров ответственности: 1 - произ­водственный отдел; 2 - отдел финансов (бухгалтерия); 3 - отдел снабже­ния (коммерческий); 4 - отдел кадров; 5 - отдел реализации продуктов питания; 6 - отдел исследования рынка и продвижения товара.
Структура административных (постоянных) расходов компании по центрам ответственности может быть представлена следующим образом:
______________________                   (млн ДЕ)
Отделы 1,5,6 могут действовать обособленно как самостоятель­ные хозяйственные единицы. При этом весь товар, который продается. произведен отделом 1, продан отделу 5 по цене, которая на 15% меньше валовой выручки, полученной отделом 5. Отношение между валовой вы­ручкой и себестоимостью на производстве составляет 73%.
А. Используя минимальный уровень валовых доходов (10%), опре­делите сегменты деятельности и составьте отчет о прибыльности каждо­го сегмента при условии, что расходы на продвижение товара на рынке понесены самым крупным сегментом, по следующей схеме:
Прибыль
Б. Выделите наиболее перспективные отраслевые сегменты в каж­дом регионе и разместите их в зависимости от величины валового дохо­да (от большего к меньшему).
В. Составьте отчет о прибыли географических сегментов по ука­занной выше форме.
Г. Определите долю валовой выручки и долю прибыли для каждого географического сегмента.
Д. Как будет выглядеть отчет о прибыли для отделов 1 и 5 при усло­вии обособленности центров затрат?

Приложение 2. Вопросы для самопроверки

1. Что такое отчетность?
2. Дайте классификацию отчетности по видам.
3. Какова цель составления внутренней отчетности?
4. Почему необходима децентрализация управления? Основные ее достоинства и недостатки.
5. Какой может быть организационная структура предприятия?
6. В чем особенности учета и отчетности по центрам ответственности?
7. Перечислите виды центров ответственности.
8. Какова сущность сметы сточки зрения центров ответственности?
9. Что такое отчет об исполнении сметы центром ответственности?
10. Как составляются отчеты по центрам ответственности? Дайте краткое описание.
11. Что такое «возврат на активы» (ROA), чем он отличается от по­казателя «возврат на вложения» (ROI)?
12. Дайте определение сегмента бизнеса.
13. Какие существуют виды сегментов бизнеса?
14. Как формируется отчетность сегментов бизнеса? Опишите основные.моменты.
15. Кто является пользователем внутрихозяйственной отчетности?
16. Назовите периоды представления внутрихозяйственной отчет­ности.
17. Для чего нужно трансфертное ценообразование?
18. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы исчисления трансфертных цен.
19. Каковы предпосылки адаптации опыта западных фирм по сис­теме внутрихозяйственной отчетности в России?


© 2006 "Управленческий учет Под редакцией А.Д. Шеремета". Все права защищены, по всем вопросам
обращаться к